«Ледокол знаний — 2022»: наш корреспондент вернулась из похода на Северный полюс

17 июля завершилась экспедиция «Ледокол знаний — 2022» — талантливые школьники со всей страны побывали на Северном полюсе. Этот рейс на ледоколе «50 лет Победы» стал дважды юбилейным: во-первых, 45 лет назад советский атомоход «Арктика» первым в мире достиг самой северной точки Земли в надводном плавании, во-вторых, это 60-я полярная экспедиция «50 лет Победы». На борту была и наш корреспондент Марина Полякова, которая поработала в этом походе еще и фасилитатором. Вот ее первые впечатления.

Экспедицию «Ледокол знаний» организовал просветительский проект «Росатома» Homo Science. В этом году в Арктику 8 июля отправились победители Всероссийского детского интеллектуального проекта «Ледокол знаний. Homo Science Project», VII Всероссийской премии «За верность науке», просветительского проекта «Энергия будущего», юниорского конкурса «Вода и атом», краеведческого проекта «Юный полярник», научные волонтеры сети ИЦАЭ, а также ученые, блогеры и журналисты.

Я попала на борт не только в качестве корреспондента «СР», но и как фасилитатор образовательного направления «Инфраструктура». Программа во время экспедиции у ребят насыщенная — нужно успеть не только посмотреть на трескающиеся льды, отдыхающих тюленей и найти в небе белую радугу, которая приносит удачу, но и создать собственные научно-популярные видеоролики и арт-объекты.

Белая радуга

Ребята разделились на группы по шести направлениям: чистая Арктика, климатические изменения, энергетика, малые народы Арктики, инфраструктура и экосистемы. Курировал каждую группу эксперт-ученый — читал лекции, отвечал на вопросы. Вместе с экспертом работает фасилитатор, задача которого — помогать команде: следить за временем и выполнением заданий, направлять обсуждения в нужное русло, искать дополнительных экспертов, организовывать съемки и др.

Это оказалось сложнее, чем я думала. Все ребята активные, идей у них много, а времени — мало. Каждой группе нужно было снять видеоролик — а перед этим разобраться в теме, выбрать целевую аудиторию и проинтервьюировать экспертов. Затем смонтировать ролик вместе с режиссерами, блогерами и продюсерами. Параллельно под руководством преподавателей-художников они создавали арт-объект, который должен был привлечь внимание к конкретной проблеме, показать связь науки и искусства. Звучит сложно, но все справились и создали потрясающие инсталляции, которые в последний день путешествия презентовали на церемонии завершения экспедиции. Моя группа сняла видеоролик о сходстве инфраструктуры ледокола с инфраструктурой небольшого города. Арт-объект тоже получился замечательный — интерактивная карта Арктического региона России, на которой из Мурманска по СМП отправляется ледокол с караваном судов. Значки портовых городов по пути следования загораются. Так ребята хотели показать важность Северного морского пути для жителей региона.

Корреспондент «СР» Марина Полякова

Как журналист я, конечно, тоже работала: задала вопросы читателей капитану ледокола Руслану Сасову, пообщалась с другими членами экипажа. В том числе со штурманом Марией Кочегаровой, которая совсем недавно присоединилась к команде «Атомфлота», и с механиком Юрием Островершенко, который в составе экипажа ледокола «Арктика» в 1977 году впервые достиг Северного полюса и до сих пор работает на ледоколе, но теперь уже на «50 лет Победы». Расспросила экспертов о проблемах изменения климата, ледовой обстановке, чистоте воздуха на полюсе.

Подробнее обо всем этом, а также о неожиданной встрече с французским ледоколом, который вез туристов на Северный полюс в День взятия Бастилии, расскажу в следующих статьях. А пока — бегу проявлять фотопленку в надежде, что старый дедушкин «Зенит-Е» 1977 года выпуска меня не подвел, и на снимках получится разглядеть хотя бы парочку кольчатых нерп.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: