На новой станции сойду: как привлечь выпускников к работе на АЭС

В поиске молодых кадров для работы на российских АЭС концерн делает ставку на региональные образовательные учреждения. О планах повысить статус Нововоронежского политехнического колледжа до института, внедрении программы бакалавриата в Уральском технологическом колледже в Заречном, а также об уникальных возможностях работы на сооружении новых энергоблоков рассказывает директор по управлению персоналом и социальной политике концерна «Росэнергоатом» Дмитрий Гастен.

— Молодые люди охотно идут работать на атомные электростанции?

— Смотря на какие. Там, где город- спутник предоставляет возможности комфортного проживания, образования и развития для детей, досуга, занятий спортом, имеет хорошую медицину и так далее, комплектование персоналом идет проще. Сложнее привлечь людей туда, где инфраструктура и социальная сфера развиты слабее.

Мы осознаем, что из Москвы молодые специалисты вряд ли отправятся работать на АЭС, поэтому акцент в своей работе делаем на вузовские филиалы, которые находятся в городах нашего присутствия. Но они есть не везде. В планах — повысить статус Нововоронежского политехнического колледжа до института, чтобы начать подготовку специалистов с высшим образованием, также мы работаем с Уральским технологическим колледжем в Заречном, чтобы у студентов была возможность получения степени бакалавра, пока без изменения статуса образовательного учреждения.

— Какие специальности и направления наиболее востребованы сейчас среди организаций концерна?

— Топ-три — это «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», «Электроэнергетика и электротехника» и «Теплоэнергетика и теплотехника». В целом поток на направления атомной отрасли не уменьшается, но при этом мы наблюдаем снижение числа выпускников школ, которые выбирают сдачу ЕГЭ по физике. А на наших направлениях без подготовки по физике никак нельзя. Нас эта тенденция настораживает, поэтому сегодня мы буквально со школьной скамьи пытаемся «выращивать» потенциальных сотрудников, увлекать детей точными науками.

— А что надо сделать, чтобы ребенок полюбил физику? У вас есть универсальный рецепт?

— Я считаю, могут помочь какие-то практические проекты, чтобы своими руками сделать то, что работает. У нас в рамках движения WorldSkills есть компетенция «Каракури» — это механизация без больших инвестиций, несложные механизмы, которые приносят реальную пользу. Думаю, подобные активности очень пригодятся на занятиях по профориентации. Сегодня мы также прорабатываем создание кванториумов в атомградах, в ближайшее время планируем создать такую площадку в Удомле, где школьники смогут выполнять увлекательные проекты по физике и другим точным наукам. Мы уверены, что это побудит интерес к атомным профессиям.


39 грантов по 200 тыс. рублей получили в 2021 году преподаватели

79 стипендий по 100 тыс. рублей
получили студенты

≈100 абитуриентов смогут поступить в вузы в 2022 году по программе целевого обучения «Росатома»


— Какие еще формы работы используете?

— В первую очередь — старую добрую профориентацию. Проводим встречи студентов и школьников с руководителями, специалистами отрасли. Последняя встреча, где мне удалось побывать, была с учащимися лицея № 2, прикрепленного к Белоярской станции. Там, помимо вопросов об особенностях будущей профессии, дети спрашивали: «Какой будет зарплата? Как быстро я стану начальником?».

Еще одна важная форма работы — студенческая практика, возможность увидеть свое потенциальное рабочее место и узнать, что предстоит делать. При этом студент не просто ходит и общается с наставником, а разрабатывается программа практики, чтобы молодой человек смог развить свои навыки, чтобы ему было действительно интересно. Ключевая задача: чтобы приходящие к нам выпускники с хорошим образованием адаптировались, оставались в организации и много лет эффективно работали. Для мониторинга состояния вчерашних студентов мы проводим анализ текучести молодых специалистов концерна от 18 до 25 лет, в последние годы он не превышает 1,5 %.

В 2021 году в организации концерна трудоустроено 594 выпускника с высшим образованием, из них 361 — по направлениям подготовки, связанным с атомной отраслью. Для привлечения абитуриентов мы тесно сотрудничаем с вузами, и во время работы приемных комиссий абитуриенты получают исчерпывающую информацию о перспективах работы в атомной отрасли, о практиках на атомных станциях, о дополнительных мерах поддержки студентов.

Кроме того, концерн участвует в программе целевого обучения. Так, по договорам о целевом обучении в 2021 году приняты 93 студента, а всего по ним сегодня обучается 262 студента. Заключено 10 договоров о практической подготовке с опорными вузами «Росатома». В 2021 году в организациях концерна прошли практику 1602 студента вузов и ссузов, что на 570 человек больше, чем в 2020-м.

— Как концерн поддерживает профильные вузы?

— Комплексная поддержка МИФИ оказывается по программе развития университета по всем направлениям. Другим вузам, исходя из потребностей, мы оказываем как финансовую помощь на поддержание и развитие лабораторной базы, закупку учебного оборудования, ремонты, проведение карьерных мероприятий, так и методическую: стажировки преподавателей на АЭС, проведение практик студентов. Кроме того, все наши профильные вузы участвуют в программе стипендий и грантов концерна.

— Каковы ваши ближайшие планы по привлечению молодых кадров?

— Участие в осенней серии карьерных мероприятий, а также онлайн-встречах со студентами выпускных курсов. Такая практика отлично себя зарекомендовала. Осенью планируем пригласить студентов ключевых вузов на открытый конкурс научно-технических докладов, впервые такой конкурс с участием студентов мы провели в 2021 году. Конкурс вызвал большой интерес, на рассмотрение комиссии было представлено более 50 докладов из 21 вуза.

Планы по развитию атомной энергетики в стране гигантские. Люди, которые сегодня начнут работать на вновь сооружаемых энергоблоках в Сосновом Бору, Курчатове, получат уникальный опыт и, соответственно, серьезные карьерные преференции на дальнейший профессиональный период. На многих российских АЭС в среднесрочной перспективе запланированы проекты строительства замещающих мощностей, многие специалисты смогут принять участие в этой работе. И это один из основных факторов, которые привлекают молодежь к работе именно на атомных электростанциях.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: