В недрах «Арктики»: как устроен новый атомный ледокол

Побывать на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика», да еще на экскурсии у самого капитана — сбывшаяся мечта нашей корреспондентки. Она узнала, как Финский залив превратился в Ботнический, почему старпомы на капитанском мостике сидят слева, чем люди опаснее белых медведей и многое другое.

Первое впечатление — запах лакированного дерева, напоминающий солидный мужской парфюм. Из дерева сделаны перила круто изогнутой лестницы в палубной надстройке. Всего у ледокола 16 этажей. Конечно, есть лифт, но по лестнице подниматься интереснее.

Холл на втором этаже украшает чеканное панно с картой российской Арктики и Северного морского пути. С панно вышла забавная история: его создатели, видимо, запутались в географии и подписали Финский залив как Ботнический. На экскурсиях это непременный повод для шуток.

Стены холлов других этажей украшают большие фотографии ледоколов в рейсах. Яркие, чистые цвета неба, снега и судовых корпусов дарят предвкушение далеких путешествий.

Следующая остановка нашей экскурсии — каюта матроса. У всех членов экипажа, их на «Арктике» 54, каюты отдельные. В помещении размером около 6 м2 необходимый, но комфортный минимум: мебель, плоский телевизор, небольшой холодильник, санузел. Особого простора нет, но и ощущения тесноты тоже. Кстати, в каютах установлены настолько чувствительные датчики задымления, что они реагируют на пар из душевой кабины и даже на спреи.

Каюта капитана побольше. Помимо жилой зоны есть зона для совещаний с длинным массивным столом и зона для работы с документами.

До «Арктики» капитан Александр Скрябин водил «Вайгач»

Жилую палубную надстройку венчает капитанский мостик. Вахту несут по трое: старший помощник, вахтенный штурман и рулевой. Рулевой — в центре, вахтенный чаще возле штурманского стола, у него свои дисплеи, приборы и карты, средства связи, справочники. Старший помощник управляет ледоколом — то в левой, то в правой части мостика. Зависит от того, с какой стороны лучше обзор места, где нужно выполнить работу. Оборудование продублировано. «Чаще несут вахту слева. Справа они оказываются прямо над моей каютой. Если услышу у себя над головой подозрительный топот, я же поднимусь, буду выяснять, в чем дело, задавать вопросы», — шутит капитан Александр Скрябин.

Если прямо по курсу белый медведь, дают предупреждающий гудок. Если медведь не реагирует, ледокол останавливается или даже дает задний ход, чтобы медведь успел сообразить, что к чему, и ушел. Впрочем, непонятливые медведи встречаются гораздо реже, чем лихие люди на снегоходах, которые испытывают судьбу, стремясь проскочить прямо перед носом ледокола. Такие вызывают у Александра Скрябина недоумение и возмущение.

В центральном пункте управления контролируют работу всех систем ледокола

Спускаемся на центральный пост управления, он в центре ледокола на верхней палубе. Говорят, моряки спорят, что важнее: капитанский мостик или ЦПУ, но это сродни спорам, что важнее — сердце и мозг. В ЦПУ контролируют работу всех систем судна и выполняют команды с капитанского мостика. Сейчас выполнение команд заключается в нажатии кнопок на пультах — на оборудовании работают электроприводы и автоматика. Раньше команды выполняли вахтенные на местных постах.

На «Арктике» гордятся тем, что главным инженером-механиком у них работает Владимир Кондратьев. Он — из ледокольной династии: отец Владимир Георгиевич служил главным инженером-механиком на «Ленине», брат Дмитрий — главный инженер-механик приемочного экипажа в представительстве «Атомфлота» в Санкт-Петербурге.

Машинное отделение — захватывающее зрелище для любителей промышленного туризма. В огромном цехе, разделенном на четыре уровня, скомпонованы трубы, кабели, шкафы управления — все, что требуется, чтобы направить энергию, выработанную двумя реакторами РИТМ-200, на винты электродвигателей.

Машинное отделение — мечта промышленных туристов и фотографов

Управлять ледоколом — отдельное искусство. Например, в прошлом году сразу 24 судна ожидали вызволения из льда. Их нужно было аккуратно околоть — пройти в нескольких метрах, чтобы сломать лед. Прокладка канала для газовозов тоже требует сноровки и особой тактики, поскольку танкеры шире ледоколов.  

Самое неприятное — сесть на мель. Александр Скрябин даже театрально схватился за сердце и пошатнулся, показывая, как испугала его сама мысль об этом. «Арктика» —двухосадочный ледокол: может менять осадку с 10,5 до 9,03 м в зависимости от обстоятельств. Минимум — для проводок в Енисее. Если можно выбирать, то лучше зайти в реку при наиболее благоприятных условиях: в период прилива и когда ветер с моря. «Мастерство капитана заключается в том, чтобы избегать ситуаций, в которых нужно проявлять мастерство. Для этого постоянно оцениваешь риски: до опасного места два километра, но ты готов так, будто километр уже один», — учит Александр Скрябин.

Сейчас «Арктика» на базе «Атомфлота» в Мурманске — проходит плановый ремонт после зимне-весенней навигации. Ремонт рассчитывают закончить к сентябрю. А капитан Скрябин тем временем готовит старших помощников для ледокола «Урал», который должны принять в эксплуатацию в этом году. «Только подготовил — приходится отдавать. Сначала на «Сибирь» отдавал, теперь вот на «Урал», а ведь старпома не подготовишь за полтора месяца, тут опыт важен, — сетует Александр Скрябин. — Будет ли работа ледокола успешной, прямо зависит от того, кто на мостике».


ЗОНЫ КОМФОРТА

На ледоколах серии 22220 есть тренажерный зал, бассейн и баня. В столовой между секторами для старших офицеров и матросов есть гибкая шторка. Можно объединить пространство, можно создать приватную атмосферу. На камбузе вместительные холодильники — для продуктов на несколько месяцев автономного плавания.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: