Главсевморпуть: новые возможности с опорой на исторический опыт

«Росатом» планирует учредить в июле Главное управление Северного морского пути. В соответствии с поправками в Кодекс торгового мореплавания РФ оно будет регулировать движение по СМП. Такой же функционал был у Главного управления Севморпути, созданного в 1932 году для освоения Арктики.

ФГБУ «Главсевморпуть» будет основано в 90‑летие Главного управления Северного морского пути, их названия символически совпадают. Госкорпорация 14 лет наращивает присутствие на СМП: привела в порядок атомные ледоколы, обеспечила строительство новых судов, выполняет заказы на обустройство портов, получила статус инфраструктурного оператора. В общем, «Росатом» и так все воспринимали как ответственного за СМП. Создание «Главсевморпути» сделает этот статус официальным.

Повторение не следует

В ноябре прошлого года на СМП застряли 24 судна. Сошлись несколько причин: неточный прогноз погоды и ледовой обстановки, несвоевременные выходы в рейс, нежелание заказывать проводку и навигационное сопровождение. Назревал срыв снабжения чукотских городов и поселков, инвестиционных проектов. Огромными усилиями ледокольного флота беды удалось избежать. Суда вызволили, Чукотку обеспечили, оборудование и материалы выгрузили.

Проводки судов, идущих по другим направлениям, затянулись, последствия задержек ощущались всю зимне-­весеннюю навигацию. Чтобы ситуация не повторилась, было решено сконцентрировать все полномочия по движению на СМП в одном центре — ​«Росатоме». Соответствующие поправки в законодательство вступили в силу 28 июня этого года.

Что изменилось

Раньше разрешениями на плавание по СМП заведовала структура Минтранса — ​Администрация Севморпути. Эта функция переходит новому управлению (до его формирования — ​дирекции Севморпути «Росатома», куда и вой­дет «Главсевморпуть»).

Разрешения по-прежнему выдаются на срок до года. Нововведение — ​за сутки до выхода судна действие разрешения могут приостановить на срок до 30 дней, если условия для плавания неблагоприятные: плохая погода, ледовая обстановка. После корректировки маршрута или улучшения метео- и других условий действие разрешения возобновляется.

Штаб морских операций (ШМО), предоставляющий судам информационное сопровождение, передается из «Атомфлота» в Главсевморпуть.

На первых порах поддерживать контакт с грузоотправителями, их в России около 50, будет дирекция Севморпути. Затем в «Главсевморпути» появится единое окно для разъяснения нововведений и маршрутизации запросов.

Диалог с клиентами

Дирекция Севморпути намерена организовать встречу с судовладельцами и грузоотправителями, чтобы дать полную информацию по новому механизму, выслушать вопросы и пожелания, обсудить спорные моменты и прийти к компромиссу между интересами клиентов и безопасностью движения по СМП. Естественно, грузоотправители хотят, чтобы их транспорту давали зеленый свет по первому требованию, но пользователям СМП необходимо вменить в обязанность избегать риска того, что суда вмерзнут в лед и потеряют самостоятельность движения.

Также нужно обсудить ответственность за невыполнение рекомендаций Штаба морских операций. У крупнейших судовладельцев есть собственные системы навигации, поэтому нужно договориться о порядке действий в случае, если показания «навигаторов» вступят в противоречие.

Важно оговорить и условия отзыва атомного ледокола от выполнения долгосрочного контракта для вызволения застрявшего во льдах судна. В прошлом году «Атомфлот», спасая несколько десятков судов, навлек на себя яростную критику долгосрочных заказчиков. Кроме того, формально спасательной операции не было, так как суда не подавали сигнала SOS. Спасательная операция стоит дороже обычной проводки. Поэтому вопрос, как классифицировать ситуацию, когда судно сигнал SOS не подает, но ему явно нужна помощь, а также тарифы на работу ледоколов необходимо урегулировать.

Для уточнения правовой базы собрана межведомственная комиссия. В нее вошли представители «Росатома», министерств и федеральных ведомств. Также создан совет участников судоходства для улучшения взаимодействия «Росатома», судовладельцев и грузоотправителей.

Улучшение инфраструктуры

Для мониторинга Арктики в 2021 году на орбиту вышел спутник «Арктика-­М», еще один выйдет в 2023‑м. В 2029–2030 годы планируется запустить семь спутников: четыре «Арктики-­М», два «Кондора-­ФКА» и один «Обзор-­Р». В ШМО сильно обеспокоены тем, что пока оснащения недостаточно, чтобы получать качественную информацию о ледовой обстановке. Критически важно, чтобы у спутников были радиолокаторы, которые строят изображения при любой погоде, — ​оптические приборы неспособны снимать лед через облака.

В «Атомфлоте» обдумывают покупку дизельных ледоколов для вспомогательных операций, чтобы не отвлекать атомные от более сложной работы. Как сообщил глава дирекции СМП Вячеслав Рукша, для обеспечения перевозки 150 млн т в год необходимо 17 ледоколов.

Это крайне значимый для страны маршрут, так как львиную долю российских углеводородов добывают в Арктике. Предполагается, что до 2035 года вклад Севморпути в совокупный ВВП составит 31,5 трлн рублей, а суммарные налоговые поступления — ​13,2 трлн рублей.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё