Наука и новая жизнь: чего ждут сегодня от отраслевых ученых
Президент России Владимир Путин объявил 2022–2031 годы Десятилетием науки и технологий. Мы решили поговорить с директором направления научно-технических исследований и разработок Виктором Ильгисонисом и заместителем генерального директора по экономике и финансам Ильей Ребровым об отраслевых научных планах, новых вызовах и задачах.
— Расскажите, с какими заделами отраслевая наука вступила в объявленное Десятилетие науки и технологий в РФ.
В.И.: Если говорить о наиболее крупных проектах, завершение которых планируется в это время, то следует назвать, разумеется, сооружение опытно-демонстрационного энергетического комплекса (ОДЭК) на базе энергоблока с инновационным реактором БРЕСТ-ОД-300 на площадке СХК и многоцелевого реактора на быстрых нейтронах (МБИР) на площадке НИИАР. Параллельно со строительством ведется разработка программ научных и технологических исследований на этих объектах, выполняются обосновывающие НИОКР. Кроме того, системная работа по утвержденным приоритетным направлениям научно-технологического развития отрасли (ПН НТР) осуществляется в рамках комплексной программы РТТН, действие которой на основании Указа Президента России продлено до 2030 г., и единого отраслевого тематического плана Корпорации (ЕОТП). Напомню, что в декабре 2018 года перечень ПН НТР был утвержден стратсоветом Корпорации, и оснований для его пересмотра в ближайшие годы, на мой взгляд, нет. Развитие этих направлений, создание научной базы и разработка на ее основе передовых технологий, нужных для экономики страны, и есть, как мне представляется, основная задача отраслевой науки.
— Как сейчас организована работа по научно-техническому развитию отрасли?
В.И.: Работа по реализации комплексной программы РТТН организована по проектному принципу. КП РТТН состоит из пяти федеральных проектов (ФП), нацеленных на достижение ключевых результатов по приоритетным научно-технологическим направлениям, которые уже были упомянуты ранее. Учитывая софинансирование КП РТТН из средств Корпорации и федерального бюджета (ФБ), сложность системы управления КП РТТН связана с необходимостью неукоснительного соблюдения внешних требований к реализации и мониторингу нацпроектов в сочетании с существующей моделью принятия решений по проектам в Корпорации, включая соблюдение внутренних процессов инвестиционной деятельности.
Для этого ФП, в свою очередь, декомпозируются на проекты / программы Госкорпорации, соответствующие указанным в паспорте ФП результатам, и у каждого такого проекта / программы есть ответственные, согласно принятой в ГК ролевой модели: заказчики, директора и руководители проектов/программ. Система мониторинга по КП РТТН в целом и входящими в него ФП синхронизирована с внутренними процессами: мониторинг проектов, входящих в состав ФП, происходит через автоматизированную систему, и из него данные агрегируются на уровне Администратора ФП, централизовано вносятся во «внешнюю» систему ГИИС Электронный бюджет.
Таким образом, с одной стороны, организация на верхнем уровне позволяет выстроить систему мониторинга в соответствии с требованиями ФОИВ, а управление организовывать в соответствии с проверенными и настроенными моделями реализации проектной деятельности в отрасли.
Отдельный вопрос — участие в ФП внешних для отрасли организаций, в частности, организаций в составе НИЦ «Курчатовский институт» или институтов РАН, подведомственных Минобрнауки России, которые могут работать не только по субдоговорам организаций Корпорации, но и самостоятельно, получая финансирование напрямую из федерального бюджета. В этой ситуации неформальная обязанность целеполагания и согласования объемов и целевых результатов работ возлагается на научных руководителей ФП и обеспечивается исключительно их активностью, ответственностью и авторитетом.
Что же касается ЕОТП, то принятое в 2018 году решение о его запуске стало, как мне представляется, поворотным моментом и одним из важнейших рычагов, приостановивших деградацию научных институтов и перенацеливших их на последующее научно-технологическое развитие. Была выстроена достаточно строгая система отбора и целеполагания проводимых исследований и разработок: утверждены ПН НТР Корпорации, их научные руководители, определены порядок инициации, планирования, финансирования и контроля за выполнением НИОКР ЕОТП. Ежегодно объем финансирования НИОКР по ЕОТП увеличивался: в 2019 (стартовом) году профинансированы 124 НИОКР на сумму 5,4 млрд руб., в 2020 году выполнены 145 НИОКР на 9,5 млрд руб., в 2021 году выполнены 160 работ НИОКР на сумму 11,4 млрд руб. По мнению Генерального директора, неоднократно высказанному им на встречах с представителями научного блока, нам следует поддерживать этот уровень и в дальнейшем.
— Сможет ли отрасль и в дальнейшем поддерживать такой высокий уровень инвестиций в научные проекты?
И.Р.: Признавая всю важность инвестиций в НИОКР, не могу не отметить, что основная задача, которая должна решаться научным блоком, — это создание фундамента для устойчивого развития бизнеса не только на предстоящие десятилетия, но и в самое ближайшее время. Поддержание и увеличение уровня инвестиций в НИОКР неразрывно связаны с той отдачей (практическими результатами, технологическими решениями), которые данные инвестиции будут приносить. Научные институты и бизнес-единицы должны одинаково понимать, что без коммерциализации научных знаний не может быть ни устойчивого развития отрасли, ни спроса на новые научные знания. А в текущих условиях беспрецедентных торговых ограничений и внешних санкций, у нас появилось окно для занятия многих освободившихся рынков и это вызов для всей отрасли, но в первую очередь для научного блока и для бизнеса.
— Как сейчас обстоят дела с выходом проектов ЕОТП на коммерческий результат?
И.Р.: Примеры доведения РИД до коммерческого использования пока единичны, ответственность за инициированные научные разработки в полной мере не проявляется, что для нас и является первоочередной задачей. Например, анализ уже осуществленных инвестиций в ЕОТП показал, что почти половина инвестиций приходится на проекты с внутренним для научного блока заказчиком в лице АО «Наука и Инновации», либо не имеет такового. И при всем старании АО «Наука и Инновации» — это не отраслевой бизнес-заказчик по всем коммерческим направлениям деятельности, а значит ожидать от него максимального коммерческого результата не стоит. К сожалению, высока доля проектов низкой степени технологической зрелости без существенной динамики в течение нескольких лет.
В.И.: Полностью поддерживая необходимость коммерциализации результатов НИОКР и мотивируя на это исполнителей проектов ЕОТП, хочу отметить, что получение экономического эффекта от результатов НИОКР должно осуществляться в структурах бизнес-заказчиков, внедряющих эти результаты в производственную деятельность. А на это имеющегося уровня мотивации пока как раз и не хватает. Здесь есть, над чем еще необходимо подумать и совместно поработать научному, коммерческому и финансовому блокам.
— Какие изменения в связи с этим предполагаются?
И.Р.: Повышение мотивации и ответственности заказчиков за сформированный заказ на научные разработки.
До 2022 года применялся подход, при котором за АО «НиИ» и ЧУ «НиИ» закреплялась роль технического заказчика (заказчика по договору) и временного держателя портфеля НИОКР. Это позволяло ускорить прохождение необходимых организационных и корпоративных процедур и, в конечном итоге, предполагалось, что ускорит и реализацию научных проектов. При достижении определенного уровня зрелости (технологической готовности) бизнес-заказчик выкупал результаты НИОКР и переходил к их практической коммерциализации.
На практике выявились недостатки данного подхода: недостаточная мотивация бизнес-заказчиков на скорейший переход к этапу коммерциализации в условиях стимула для держателя портфеля для ускорения оборачиваемости вложенных средств.
Поэтому руководством Корпорации принято решение, что по всем новым проектам ЕОТП с 2022 года бизнес-заказчик сразу будет выступать и держателем своих НИОКР, что повысит его финансовую ответственность, и создаст стимул для выхода на уровень коммерциализации в плановые сроки. Опять же только заказчик, который будет пользоваться результатом, может сформулировать все требуемые параметры такого результата и добиться его достижения в срок. Деятельность АО «Наука и инновации» также должна быть реформирована в целях превращения организации в полноценного бизнес-заказчика научных разработок.
Не откажется Корпорация и от перспективных фундаментальных разработок, направленных на создание прорывных технологических заделов помимо уже предусмотренных Программой РТТН и поисковых исследований. Однако объемы их финансирования будут контролироваться путем установления годовых лимитов.
— На ваш взгляд, данные изменения отразятся на масштабе и направлениях научной деятельности?
В.И.: На масштабах — конечно: при таком подходе в этом году мы уже отмечаем сокращение числа новых проектов ЕОТП и объемов затрат на их запуск. На качестве — надеюсь, что нет, так как по достигнутой на настоящий момент договоренности все выполняемые и новые проекты будут проходить стандартную систему отбора на соответствие интересам и приоритетам отрасли вне зависимости от конкретных заказчиков. Повышение ответственности отраслевых бизнес-заказчиков должно способствовать ускорению перехода научно-технических знаний и заделов в конкретные продукты с практическим вещественным и экономическим выходами. Это тем более важно в текущий момент, чтобы не допустить снижения объемов производства смежных отраслей, которые практически утратили технологический суверенитет по ряду критических позиций.
Не буду скрывать определенного беспокойства о том, что возвращаемая сегодня доминанта заказчика при выполнении НИОКР может привести де-факто к уходу от реализации программ развития ПН НТР и девальвации роли научных руководителей этих направлений в приоритизации намеченных исследований, степени их поисковости, без которой не достичь серьезных прорывов. Поэтому в качестве компенсирующей меры такого риска мы договорились, как уже сказал Илья Васильевич, о ежегодном выделении отдельного лимита средств для целевого финансирования поисковых разработок. Кроме того, обсуждения наиболее целесообразного механизма или механизмов финансирования НИОКР и их корректировок возможны и в дальнейшем — по мере накопления опыта.
— Каким будет механизм финансирования для заказчиков научных проектов?
И.Р.: Для бизнес-заказчиков прикладных НИОКР приоритетными механизмами финансирования останутся использование собственных или заемных средств. Конечно, в случае неудачи научного проекта, что вполне может быть, бизнес-заказчик не останется один на один со своими финансовыми проблемами. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но надо осознавать, что для продолжения и развития инвестирования в научные проекты, отдача от успешных проектов должна перекрывать вложения в проекты без практических результатов.