Кормят глаза и уши: о трудовых буднях турбинистов-обходчиков на АЭС
Старшему машинисту турбинного отделения турбинного цеха № 1 Калининской АЭС Владимиру Чехомову присвоено звание «Заслуженный работник атомной промышленности Российской Федерации». Получив награду из рук главы «Росатома» Алексея Лихачева на торжественной церемонии в Москве, мастер рассказал, как попал на станцию, почему самым сложным в работе считает пуски и остановы блоков и сколько километров проходит за смену.
Владимир Чехомов трудится на Калининской станции уже 37 лет. «Под моим непосредственным контролем находится все, что происходит в машинном зале. Любые операции, в том числе ремонт, проводятся с участием старшего машиниста — это большая ответственность», —делится он.
На Калининскую АЭС Чехомов попал после окончания Белоярского энергетического техникума в 1985 году. После года учебы его забрали в армию. Вернулся он уже в новую группу, там и познакомился с будущей женой Галиной. На распределении молодые супруги попросились на Калининскую АЭС: Владимир как турбинист, а молодая супруга как инженер ПТО.
«Про АЭС я слышать-то слышал, но по большому счету плохо представлял, что это такое. Когда после учебы пришел работать на станцию, услышал, как старожилы обсуждают чертежи, а мне ничего не понятно. Было не по себе, но потом потихоньку втянулся, старшие коллеги помогали, все пришло с опытом», — вспоминает Чехомов.
Теперь Владимир Николаевич и сам охотно делится профессиональным опытом с молодыми специалистами, он уже опытный наставник, подготовил для турбинного цеха 12 работников.
«Сейчас к нам приходят на работу выпускники Ивановского энергетического университета и тоже поначалу пугаются. Их, как и меня в свое время, поражают грандиозные масштабы оборудования атомной станции. Неужели все это можно изучить? Один парень с красным дипломом мне так честно и сказал: «Отлично учиться — это одно, а применять знания на практике — совсем другое. Там общее представление, а здесь конкретное оборудование, это сложнее, чем теория». И хотя многое сейчас делает автоматика, но приходится и задвижки вручную открывать, и назубок знать все тумблеры и кнопки, работу с гидравликой, обслуживание оборудования и многое другое».
Владимир Чехомов не получил высшего образования, но признается, что учится всю жизнь. Он активно участвовал в наладке и испытаниях системы предсепарации пара на блоке № 1, запуск которой в 2008 году позволил на 3 % увеличить мощность турбогенератора, потом отлаживал системы регулирования турбоагрегатов первого и второго блоков после модернизации автоматических фильтров тонкой очистки масла, что позволило поддерживать чистоту турбинного масла и исключить попадание механических инородных частиц в элементы системы регулирования и защиты.
В 2009 году в результате модернизации нового пластинчатого теплообменника на блоке № 1 при участии Владимира Николаевича полностью решена проблема охлаждения газа генератора при повышении температуры воды в летнее время, чтобы не снижать электрическую мощность агрегата.
В рамках выполнения мероприятий для снижения последствий запроектных аварий на АЭС в 2009 году он был одним из кураторов по выполнению врезок в баки аварийного запаса химобессоленной воды для подключения передвижной насосной установки и выполнения врезок в трубопровод систем, обеспечивающих его безопасность.
В 2016 году участвовал в замене конденсаторов турбин энергоблока № 2 в рамках мероприятий по продлению срока эксплуатации реактора, в наладке и испытаниях новых подогревателей высокого давления, после запуска которых значительно снизилось количество отказов оборудования, повысился коэффициент использования установленной мощности.
По словам начальника цеха Михаила Кошкина, Владимира Николаевича отличают исключительное знание технологических схем и эксплуатационной документации.
Одна из последних успешно решенных задач с его помощью — наладка и испытания системы регулирования турбоагрегатов на энергоблоках № 1 и 2 после проведенной модернизации.
«Мы все участвовали в освоении новых систем: обходчики, наладчики, машинисты, цеховое руководство. Модернизация — это работа коллективная, — уточняет Владимир Чехомов. — Для меня турбогенератор — как сердце человека, по биению которого можно определить, все ли в норме. Турбинистов-обходчиков кормят глаза и уши: мы должны безошибочно читать приборы, а когда идем в обходы, по шумам улавливать дефекты в работе оборудования. Если я что-то сделаю неправильно, то может остановиться целый блок».
Своих подопечных старший машинист учит в первую очередь наизусть знать инструкции и обязанности. «Сейчас введен строгий регламент: выполнять работу по бланкам переключений, где пошагово расписаны наши действия, что и как выполнять. Не включай, если не подумал, сначала осмысли, потом выполняй», — напоминает он тем, кто делает свои первые шаги на станции.
Самым сложным в работе старший машинист турбинного цеха считает пуски и остановы блоков, за годы работы их у него было около 300. «Эти операции в разы увеличивают объем нашей работы и требуют максимальной концентрации внимания от каждого работника. А если вдруг что-то идет не по плану, то нагрузка возрастает, как при подъеме на Эверест. В это время главное — опираться на знания. Если точно знаешь, что должен делать в той или иной ситуации, страха меньше и работа легче», —уверен Чехомов.
В обычном рабочем режиме каждые два часа по графику старший машинист проводит обходы. Владимир Николаевич, как и его коллеги, проходит за смену по 10–15 км, преодолевая спуски и подъемы, потому что оборудование находится на разных отметках.
«За смену после таких походов, конечно, устаешь, зато сердце хорошо работает, когда много двигаешься, — отмечает наш собеседник. — Самые большие плюсы работы на атомной станции — это стабильность. Электроэнергия нужна всем и всегда, несмотря ни на какие кризисы или пандемии, предпочтения и моду».