Завели моду на СИЗы: как появилась спецодежда и кто ее придумал
Безопасности и соблюдению строгих норм охраны труда на атомных станциях уделяют особое внимание. Старейшие средства индивидуальной защиты атомщиков — каски, спецовки и комбинезоны, разноцветные и белые. А как появилась спецодежда, кто ее придумал и почему она различается по цветам? В преддверии Всемирного дня охраны труда (28 апреля) мы вспомнили историю возникновения первых СИЗов.
Каска от Кафки
По одной из версий, создателем первой рабочей каски был Франц Кафка.
В 1912 году писатель, работник страховой компании, получил за прообраз современной каски золотую медаль от Американского общества по безопасности труда. Жаль, достоверного изображения этого СИЗа не сохранилось, зато известно, как выглядели первые американские каски. В 1919 году американский инженер Эдвард Пейсон Буллард-младший спроектировал головной убор для горнорабочих, использовав пропаренный холст, клей и черную краску.
В 1930-е годы каска становится обязательным средством защиты на потенциально опасных работах в мире и в России. Шло время, менялась ее форма и конструкция: американская дюралевая каска с полями, прозванная «салатницей», фибровая каска-черепашка, которую носили советские шахтеры и строители в 40–50-е годы, и только в 70-е годы защитный головной убор приобрел современный вид.
Комбинезон Levi’s
Первую партию рабочих комбинезонов (прообраза легендарных джинсов) американец Ливай Стросс сшил в 1853 году из крепкой палаточной ткани специально для золотоискателей — при постоянной работе на коленях штаны быстро протирались. К новой одежде вскоре проявили интерес охотники, моряки, скотоводы, рыбаки — людей физического труда привлек объемный, не стесняющий движений крой и большие удобные карманы. Плюс не надо было постоянно подтягивать сползающие штаны.
В 1870-х годах на предприятии Ливая Стросса начался массовый выпуск комбинезонов, а с 1911 года их уже шили многие американские фабрики. Во времена мировой войны этот наряд оценили и женщины, заменившие мужчин у станков на заводах и фабриках.
На атомных станциях сегодня используют защитные комбинезоны из нетканого термоскрепленного полипропиленового полотна, не пропускающего влагу, чтобы защитить работников от возможного радиоактивного загрязнения при выполнении работ в помещениях с повышенной влажностью: боксах, резервуарах, внутри теплообменного оборудования.
В стиле конструктивизма
Революцию в производстве спецодежды провели советские конструктивисты Варвара Степанова и Александр Родченко. По замыслу супругов, спецодежда должна была соотноситься с производственным процессом не только практически (карманы для инструментов, широкие рукава и не сковывающие движений брючины), но и визуально. Так на рабочие куртки, штаны и комбинезоны попали геометрические фигуры, углы и прямые линии.
Эксперименты Степановой и Родченко подхватили западные дизайнеры. Правда, смелые геометрические узоры советских конструктивистов не прижились, а вот их линии и сочетания цветов прочно вошли в обиход. Благодаря свежему взгляду художников в спецодежде появились сегодня уже широко распространенные сочетания цветов: синий, серый и черный, оранжевый и зеленый или серый.
От автора «Черного квадрата»
Художник Казимир Малевич первым предложил использовать оранжевые куртки для дорожных работ, и с легкой руки автора «Черного квадрата» этот цвет стал одним из самых популярных в спецодежде. Оранжевый обладает наивысшей контрастностью и потому обеспечивает максимальную видимость человека в любой рабочей зоне, в том числе в условиях суме-рек или тумана.
Белый атом
А вот спецодежда атомщиков — исключительно белого цвета, чтобы можно было увидеть даже самое незначительное загрязнение, потому что вместе с пылью и грязью на одежду могут попасть радиоактивные частицы. Если при выходе из зоны контролируемого доступа детектор указывает на радиоактивное загрязнение, пятно на одежде — это сигнал для дозиметриста, где искать в первую очередь. Костюмы шьют только из натурального хлопка, в них комфортно работать, процесс дезактивации не испортит внешний вид изделия, а еще его в случае чего проще утилизировать —меньше отходов при горении.