Виртуальная сборка: все о крупных цифровых проектах «Росэнергоатома»

Как создать цифровой двойник энергосистемы страны, заработать на управлении спросом и зарядной инфраструктуре для электромобилей — о трех масштабных проектах концерна рассказывает руководитель департамента цифровой энергетики и коммерческого диспетчирования «Росэнергоатома» Любовь Андреева.

На пути к цифровому прототипу энергосистемы

Цифровой двойник может быть не только у АЭС, но и у огромной по территории и количеству управляемых звеньев энергосистемы страны.

Для этого необходима единая информационная модель энергообъектов и их оборудования. Пилотная версия CIM (Common Information Model) для АЭС уже работает на базе одной атомной станции, еще две АЭС подготовлены для тиражирования.

В чем суть этого проекта? Сейчас в каждой энергокомпании, чьи электростанции входят в энергосистему и диспетчируются Системным оператором (АЭС, ТЭЦ, ГЭС, некоторые крупные промышленные предприятия), есть свои правила, свои подходы к обмену информацией внутри и с внешним миром. В настоящее время под эгидой Минэнерго стал формироваться единый стандарт для всей страны в части обмена информацией по оборудованию, режимам, состоянию оборудования — так называемая СIМ-модель. Эта система уже адаптирована к условиям нашей страны, в этом году вышли основные ГОСТы по этой модели.

Наибольший эффект от применения единой модели появляется в том случае, если мы используем ее как для обмена с внешними контрагентами (то есть сетевыми компаниями, Системным оператором), так и для работы внутри своих систем (системы управления ремонтами, поддержки эксплуатации, закупки и проч.). Пока мы протестировали только внешнюю часть.

На следующем этапе, получив определенный опыт, хотим перейти к попытке вписать эту единую информационную модель в наши внутренние системы.

Для всех энергокомпаний страны обмен информацией в СIМ-модели будет обязателен с 2025 года, и концерн должен к этому моменту быть готов максимально.

Управление спросом

Проект, реализация которого уже приносит концерну полноценную ежеквартальную, ежемесячную выручку, — управление потреблением электроэнергии у потребителей.

Он основан на технологии так называемого ценозависимого управления потреблением — Demand Response (изменение потребления энергии в зависимости от уровня нагрузки в энергосистеме и цен на электроэнергию).

Идея заключается в том, что энергокомпания помогает предприятиям и вообще любым объектам потребления электроэнергии (торговым центрам, гостиницам, ресторанам, стадионам и т.  д.) оптимизировать их энергопотребление в течение суток.

У любой энергосистемы есть пиковые часы, когда напряженно работают сети, подстанции, генерирующее оборудование, что приводит к росту цен для конечных потребителей. Если в эти сложные для энергосистемы часы проактивный потребитель снизит потребление на заранее определенную величину, это благоприятно повлияет на режим работы энергосистемы и, соответственно, на розничные цены. Компания-агрегатор и потребитель получают за это определенную премию.

Может возникнуть вопрос: зачем генерирующая компания «Росэнергоатом» участвует в проекте, который может привести к снижению цены на электроэнергию? Наверное, если бы мы работали в компании, которая производит электроэнергию на маневренных электростанциях, мы были бы жестко против. Но для компании, работающей в базовой генерации АЭС, на максимальном уровне мощности, этот проект выгоден. В энергосистеме маневренным должен быть либо генератор, либо потребитель. Это можно назвать необходимой гибкостью энергосистемы. Есть вариант, когда в гибкости энергосистемы участвуют и сети, но это пока не в России. Если потребители электроэнергии могут каким-то образом осознанно влиять на свое потребление (то есть управлять им без ущерба производству, основному бизнесу), то для атомных станций это благо: график суточного потребления будет более ровным, без глубоких ночных провалов и дневных пиков. При этом площадь под кривой графика потребления внутри суток останется примерно постоянной, то есть снижения потребления не случится.

«Росэнергоатом» участвует в проекте уже не первый год в качестве агрегатора спроса. В нем принимают участие «Атомэнергосбыт» и «Атомэнергопромсбыт». Двусторонний договор купли- продажи электроэнергии (мощности) и совместной работы на рынке управления спросом мы недавно заключили с международной металлургической компанией Группа НЛМК.

До этого были интересные объекты в Сочи: выручка с каждого составляет ежемесячно от 3 до 12 млн рублей. Пока немного, но это пилот. В целевой модели мы хотим серьезно войти в этот новый сегмент рынка.

Электромобиль — выбор зумеров

Проект создания зарядной инфраструктуры для электротранспорта входит в активную фазу реализации. За последние два года эта тема перестала вызывать скепсис и улыбки — сегодня уже несколько компаний внутри Электроэнергетического дивизиона рвутся в интеграторы создания зарядной инфраструктуры для электромобилей: «Атомтеплосбыт» («Атомэнерго»), «Атомэнергосбыт», «С-Плюс», «Атомтехэнерго».

Казалось бы, что изменилось? Российские потребители в массе своей к переходу на электрокары все еще явно не готовы.

Ответ первый: первично наличие инфраструктуры. Мало кто станет кататься на коньках во дворе по снегу, если нет льда.

Ответ второй: тренд не остановить. Электротранспорт будет замещать автомобили с двигателями внутреннего сгорания и постепенно становиться все доступнее, как в начале нулевых было с мобильными телефонами. Те, кому сего дня 20–25 лет, через пять лет либо не купят автомобиль вовсе, отказавшись от него в пользу заботы об окружающей среде, либо купят электромобиль. А те, кто сего дня радуется своей надежной дизельной лошадке, скоро увидят, что заменить ее через те же 5–10 лет будет не на что, только на электромобиль.

Наш пилотный проект на следующий год — установка 200–280 зарядных станций в Москве и выбор программного решения (наш super app) для удобства клиентов. Потенциальными клиентами на старте проекта мы видим такси, каршеринг и личный электротранспорт. Через два-три года начнем поставлять зарядные станции, которые будут производиться в контуре «Росатома», но пока не в нашем дивизионе.

Безусловно, этот проект должен быть окупаемым, именно сейчас мы определяем все параметры финансово- экономической модели, чтобы «Росатом» ее проверил, одобрил и выделил начальное финансирование на 2022 год.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: