«Люди смотрят на меня и начинают делать так же»: о важности лидерства в культуре безопасного поведения
Быть лидером — так звучит один из принципов декларации о культуре безопасного поведения «Росатома». Сегодня в отрасли проходит несколько тренингов по лидерству. Мы поговорили с их участниками о важности личного примера, эффективности открытого диалога и практиках, которые помогают сберечь жизни и здоровье сотрудников.
«Диалоги о безопасности», «Безопасное поведение сотрудников. Роль руководителя», «Анализ коренных причин нарушений, происшествий для линейных руководителей», «Осознанная безопасность. Приверженность руководителей вопросам безопасности» — эти и другие обучающие программы «Росатома» помогают развить лидерские навыки в области культуры безопасности. Наши собеседники — участники этих тренингов: начальник цеха Центрального конструкторского бюро машиностроения Александр Березнев, начальник цеха комбината «Электрохимприбор» Сергей Сухов и мастер ремонтно-строительной группы «Маяка» Ольга Королева.
Личный пример
«Я на этой должности меньше года и поначалу не совсем понимал, зачем руководитель должен носить такую же спецодежду, как все, — признается Александр Березнев. — Я же не хожу в опасную зону, зачем мне, например, защитные очки? Сейчас для меня это естественно: ты соблюдаешь правила — и остальные работники, видя это, подтягиваются».
Сергей Сухов с 2020 года участвует в отраслевом проекте по развитию культуры безопасного поведения (КБП), в 2021 году был сертифицирован как внутренний тренер по программам КБП. С коллегой он солидарен: «Я, как руководитель, своим примером показываю, как нужно соблюдать правила безопасности. Люди смотрят на меня и начинают делать так же».
Открытый диалог
Еще один принцип лидеров — открытое обсуждение вопросов безопасности. С тех пор как «Маяк» стал участником пилотного проекта по развитию КБП в «Росатоме», Ольга Королева использует этот принцип постоянно. «Мне нужна обратная связь от работников, я должна знать об их проблемах, чтобы мы вместе могли их решить, — поясняет она. — Сегодня у нас улучшаются показатели даже мелких нарушений охраны труда, потому что рабочие не стесняются задавать вопросы руководителям, и начальство к ним прислушивается. Если возникает серьезная проблема и нужна помощь на уровне высшего руководства, мы сразу обращаемся в отдел охраны труда и пожарной безопасности или к главному инженеру — и вопрос решается».
Нетерпимость к нарушениям
Настоящего лидера отличает нулевая терпимость к опасному поведению. Как рассказывают наши собеседники, они каждое утро проводят «минутки безопасности», разбирают вместе с сотрудниками приемы безопасного выполнения производственного задания на день на основании инструкций и правил, осматривают рабочие места. «При любой проблеме мы сразу останавливаем работы и проводим беседу», — подчеркивает Александр Березнев. «Если ты не просто делаешь замечание и уходишь, а начинаешь уважительно объяснять, в чем дело, вступаешь в диалог, до людей сразу доходит опасность ситуации, они уже по-другому ее воспринимают», — добавляет Ольга Королева.
Качественные СИЗ
Обеспечение работников качественными СИЗ — неотъемлемая часть ежедневной работы на пути к нулевому травматизму. Следить за выполнением этого требования — обязанность лидера. «Сегодня почти 90 % наших работников обеспечены СИЗ и новой спецодеждой, в перспективе дойдем до 100 %. Подключили весь личный состав, приезжали специалисты по поставкам, люди сами выбирали. Я сразу поставил задачу — нужно покупать хорошее, удобное и безопасное, пусть это и дорого», — рассказывает Сергей Сухов. «Когда я заказываю какие-то конкретные страховочные системы, СИЗ для работы на высоте, я добиваюсь, чтобы приходили именно те, что нужны, а не которые нам предлагают, — отмечает Ольга Королева. — И руководство идет навстречу».
Инструменты безопасности
Лидер должен создавать условия, в которых его сотрудники смогут повышать культуру безопасности. По словам Сергея Сухова, среди его работников есть инициативные люди, которые активно включились в работу по развитию культуры безопасного поведения на «Электрохимприборе». В частности, с помощью предложений по улучшениям (ППУ) — их за последние месяцы подали десятки. «Люди сами пытаются улучшить условия работы, приносят бланки с предложениями. Раз в неделю их просматривают. Сейчас мы начали фиксировать уже реализованные ППУ — на бланках указываем проблему, что было, что сделано и при возможности фото до и после. Особо отличившиеся сотрудники получают небольшое денежное вознаграждение, — рассказывает Сергей Сухов. — Инструменты безопасности мы выбираем в зависимости от вида рисков. Отлично работает доска решения проблем — даже небольшая проблема остается на виду, пока мы ее не решим. Мы завели еще и журнал, где фиксируем, какие выявлены проблемы, какие проведены мероприятия. А затем по итогам полугодия/года можно посмотреть, какие вопросы были решены, а какие нет».
Даже мелочь может иметь значение для развития культуры безопасного поведения, считает Ольга Королева. Так, мастер распечатала памятку «Пять шагов к безопасности» в мини-формате и прикрепила к рабочим блокнотам — новогодним подаркам для сотрудников. «Человек начал работу, открыл блокнот, чтобы записать какую-то информацию, и наткнулся на памятку», — говорит Ольга Королева.
Доски решения проблем, «минутки безопасности» и другие практики позволяют, по мнению наших собеседников, добиться главного — выявить проблемные места не с точки зрения контролера, а в диалоге. «Сотрудник должен сам понять, где совершил ошибочные действия, и в будущем делать все правильно, — уверен Сергей Сухов. — Проще говоря, в ситуации «план или безопасность» люди однозначно должны выбирать безопасность».