Как пандемия сказалась на строительстве атомных объектов
«Росатом» строит 26 энергоблоков: два в России и 24 за рубежом. Работают на этих объектах порядка 156 тыс. человек. В чем особенность строек в других странах, как сказалась на работе пандемия и какие задачи стоят перед отраслью, обсудили на конференции «Технический заказчик атомной отрасли — 2021».
ЦЯНТ в облаках
Центр ядерной науки и технологий (ЦЯНТ) в Боливии — первый крупный проект «Росатома» в Латинской Америке и самый высокогорный ядерный объект в мире: он расположен в городе Эль-Альто на высоте 4,1 тыс. м над уровнем моря. Еще это самый далекий проект «Росатома»: от Москвы до него по прямой 12,5 тыс. км. Такое расположение вызывает некоторые сложности.
«Чтобы долететь из Москвы до Боливии, требуется 48 часов и четыре пересадки. И если человек — существо разумное и как-нибудь да доберется до нужного ему места, то история с доставкой оборудования до боливийского ЦЯНТа — сложная и уникальная, — говорит вице-президент по управлению проектами сооружения «Русатом Оверсиз» Алексей Алтынов. — Дело в том, что часть оборудования приходится везти из России, так как в проекте заложены российские инженерные решения. Везут его на самолетах. Но из-за коронавируса логистика превратилась в настоящий квест. Например, нам нужно было доставить в Боливию оборудование для вентиляции. Из-за полузакрытых границ оно побывало в 11 странах, прежде чем добралось до места назначения. Все менялось прямо в процессе, невозможно было предугадать, какой аэропорт согласится принять груз, а какой откажет».
Еще одна проблема, с которой столкнулись российские строители в Боливии, — дефицит кислорода, что ощущается с первых минут пребывания в Эль-Альто. Если на привычных нам высотах сатурация (насыщение крови кислородом) ниже 92 % — повод для госпитализации, то в Эль-Альто человек с 88 % кислорода в крови считается абсолютно здоровым. Со временем организм привыкает к разреженному воздуху.
ЦЯНТ будет включать в себя многоцелевой центр облучения, исследовательский реактор, лаборатории, а также циклотрон для производства радиофармпрепаратов. В проекте принимают участие 25 компаний «Росатома» из восьми дивизионов.
«Страны Латинской Америки, и Боливия в том числе, с симпатией относятся к России, готовы платить и заказывать проекты, а для местных жителей ЦЯНТ — важный объект, который изменит их жизнь к лучшему», — добавляет Алексей Алтынов.
Стройка в чистом поле
Расположение АЭС «Аккую» в Турции тоже уникально: с трех сторон — горы, с четвертой — Средиземное море. Для строительства всех четырех энергоблоков потребовалось разработать более 27 млн м3 скальных пород. Сейчас в проекте участвуют более 400 российских и турецких компаний. Ежедневно на площадке работают около 13 тыс. человек, 80 % сотрудников — граждане Турции. В сооружении задействовано более 1 тыс. единиц автотранспорта и строительной техники — одних только строительных кранов больше 70.
При сооружении «Аккую» применяли несколько новых подходов. «В определении стоимости многих работ, например бетонных, мы используем ресурсный метод. Проводим постоянный мониторинг цен как в Турецкой Республике, так и в России. Это позволяет нам следить за стоимостью нашего проекта и бюджета в целом, контролировать расходы и принимать решения даже в тех условиях, когда ситуация меняется со скоростью света. Этот метод действительно оправдывает свое применение на таких сложных, в том числе зарубежных проектах», — отмечает Ирина Триполец, заместитель гендиректора по управлению стоимостью проектов капитальных вложений «Русатом Энерго Интернешнл».
>80 ГВт планируемая мощность АЭС российского дизайна к 2030 году
106 блоков российского дизайна построены по всему миру, 80 из них — С ВВЭР
Ресурсный метод основан на оценке затрат в текущих рыночных ценах. В отличие от, например, базисно-компенсационного метода, при котором стоимость проекта рассчитывается постфактум, исходя из фактических затрат, и полностью подсчитывается только после завершения строительства.
Примечательно, что на начальном этапе сооружение реакторного здания первого блока шло «в чистом поле» — строительно-монтажную базу возводили не заранее, а в то же время. Это стало вызовом с точки зрения организации работ, привлечения строительной техники и рабочих, в таких условиях бетонирование фундаментной плиты реакторного здания потребовало больше времени, чем обычно, — девять месяцев вместо пяти-шести.
Алексей Лихачев
Гендиректор «Росатома»
— Объем освоенных в 2020 году средств составил примерно 524 млрд рублей, в 2021 году эта цифра превысила 770 млрд рублей, ну и 2022 год по нашим планам должен пересечь объем освоенных средств в 1,2 трлн рублей. Перед нами стоит задача по замещению выбывающих мощностей, мы практически сформировали план и согласовали строительство порядка 10 крупных энергоблоков до 2035 года. Что касается стратегических планов повышения удельного веса атомной генерации в общей системе, то наша цель во второй половине 2030‑х — начале 2040‑х годов — вводить в России до двух блоков в год.