Отказ Германии от атомной энергетики — трагическая ошибка

Об этом заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев на сессии «Путь к углеродной нейтральности» в рамках атомной недели на «Экспо‑2020» в Дубае. По его наблюдениям, все больше мировых экспертов и политиков приходят к выводу, что без мирного атома энергопереход невозможен. А значит, пора открывать широкую дискуссию на тему, какой должна быть атомная генерация через 20–30 лет.

Атомный разворот

На климатической конференции СОР26 в Глазго и на атомной неделе в Дубае атомная генерация де-факто была внесена в глобальную энергетическую повестку, считает Алексей Лихачев: «Я не хочу преувеличивать и говорить, что все вопросы мировой ядерной повестки решены. Есть много проблем, идут споры, в том числе в теоретическом ключе. Но настроение у мировой атомной семьи позитивное и направлено на развитие».

Алексей Лихачев добавил, что в Дубае была определена повестка «Росатома», которая станет частью российской программы на конференции СОР27 в Египте. «Я надеюсь, — ​сказал он, — ​в Глазго был достигнут консенсус по энергопереходу: атомная энергетика должна быть недвусмысленно и напрямую упомянута как равноправный участник этого процесса. Мы хотели бы провести ряд дискуссий о том, какой должна быть атомная энергетика. На наш взгляд, требования к ней должны быть экономически обоснованными, технологически реализуемыми. Деполитизированными и не дискриминационными. Нам есть что сказать, есть что предложить мировому сообществу. Вижу особый знак в том, что СОР27 будет проходить в Египте». Напомним, что на июль в Египте намечен старт строительства первой в стране АЭС — ​«Эль-Дабаа» по проекту «Росатома».

Часть глобальной повестки

О ядерном ренессансе говорила в Дубае и глава Всемирной ядерной ассоциации Сама Бильбао-и-Леон. «В последние пару лет произошел разворот. Многие почесали подбородок и признали, что ядерная энергетика не так плоха, как они думали, — ​сказала Сама Бильбао-и-Леон в интервью каналу «Россия 24». — ​Дискуссии на «Экспо‑2020» показали, что атомная энергетика — ​часть ответа на глобальные вызовы, стоящие сегодня перед человечеством. Мы ни в коем случае не пытаемся добиться ее монополии в энергетике тех или иных стран и регионов. Атомные решения — ​только часть энергоперехода, однако это неотъемлемая, необходимая часть современной глобальной повестки. В первую очередь речь идет об уменьшении парникового эффекта, углеродного следа. Все работающие в мире АЭС суммарно экономят в год примерно 2 млрд т выбросов СО2. Для понимания: все леса планеты ежегодно поглощают немногим более 2,5 млрд т СО2. То есть атомную энергетику можно назвать дополнительным «легким» планеты, сопоставимым по своей пользе с лесами всего земного шара. Аналогичные расчеты можно привести и для отдельных стран. К сожалению, Германия, выводя свои атомные мощности из оборота, резко нарастила выбросы СО2. По этому показателю ФРГ сейчас значительно проигрывает Франции, в которой традиционно более 70 % электричества вырабатывается на атомных станциях. Сравнивая политику этих двух стран, можно точно сказать, что атомная генерация — ​одно из действенных решений проблемы выброса парниковых газов».

Кроме того, считает Сама Бильбао-и-Леон, атомная энергетика способна послужить импульсом для развития общества, образования, культуры, производства, новых технологий. Там, куда приходят ядерные компетенции, увеличивается внутренний валовой продукт, растет количество образованных людей, возникают международные проекты.

Европа на распутье

Параллельно с атомной неделей в Дубае во французском Амьене проходила встреча представителей 27 стран — ​членов ЕС. В частности, обсуждался проект решения Еврокомиссии, по которому ядерная энергия определяется как «климатически дружественная». Впрочем, к консенсусу стороны не пришли, опасаясь обострить конфликт между Берлином и Парижем.

Франция в последние годы смогла не только сохранить, но и развить полный цикл атомных технологий. Германия же практически уничтожила собственное атомное машиностроение в угоду политическим мотивам, считает президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов. Он, как и Алексей Лихачев, уверен, что немецкие политики совершили серьезную ошибку, но пока не готовы это признать.

А заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов замечает, что спор об официальном статусе атомной энергетики имеет четкую финансовую подоплеку. «Одним из товаров, который облагается трансграничным углеродным налогом, является электроэнергия. Если АЭС признают безуглеродными, то их электроэнергия этим налогом облагаться не будет. 2021 год показал всю несбалансированность энергосистем Евросоюза, в которых слишком большую долю занимают возобновляемые источники. Стала очевидна необходимость традиционных станций, в том числе атомных. И тут в Евросоюзе вернулись к обсуждению вопроса безуглеродности АЭС», — ​поясняет эксперт.


ХРОНИКА ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЙ

В апреле 2021 года президент Франции Эмманюэль Макрон обратился в Еврокомиссию с призывом включить АЭС в зеленую таксономию. Позже он представил пятилетний инвестиционный план «Франция‑2030», по которому на развитие энерготехнологий выделяется 8 млрд евро. Большинство средств пойдет на разработку и строительство малых модульных атомных реакторов.

В октябре 10 стран ЕС — ​Франция, Румыния, Чехия, Финляндия, Словакия, Хорватия, Словения, Болгария, Польша и Венгрия — ​выступили за включение атомной энергетики в составленный Еврокомиссией список отраслей, способствующих уменьшению вреда окружающей среде.

В ноябре в Глазго на климатическом форуме СОР26 глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол призвал в пять раз ускорить темпы строительства АЭС, чтобы достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

В декабре Еврокомиссия выступила за включение атомной и газовой отраслей в зеленую таксономию — ​классификацию инвестиций, направленную на развитие устойчивого финансирования низкоуглеродной экономики в Европе.

20 января 2022 года в Амьене министры окружающей среды стран Евросоюза встретились на очередном раунде переговоров по классификации ядерной энергии. Дискуссия началась на фоне нового роста цен на газ в Европе.

22 января Берлин выступил против признания атомной энергетики экологически устойчивой. В качестве энергоносителя переходного периода страна выбирает газ. «Ископаемое газовое топливо служит мостом, позволяющим быстро отказаться от угля и таким образом достичь в краткосрочной перспективе экономии CO2 и увеличения использования возобновляемых источников энергии», — ​говорится в документе, опубликованном на сайте Минэкономики ФРГ.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: