«Росатом» принял участие в запуске двух космических аппаратов

В понедельник, 13 декабря, ракета тяжелого класса «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» стартовала с Байконура. Цель космической миссии — вывести на геопереходную орбиту два новых российских телекоммуникационных спутника. Бортовая система управления разгонным блоком разработана и изготовлена входящим в состав «Росатома» Московским опытно-конструкторским бюро «Марс».

«Протон-М» стартовал в 15:07 по московскому времени. За 10 минут ракета вывела на промежуточную орбиту разгонный блок «Бриз-М» с двумя спутниками связи: «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс- АМУ7». Спустя 18 с небольшим часов «Бриз-М» доставил спутники на целевую орбиту. Бортовая система от МОКБ «Марс» обеспечила управление разгонным блоком «Бриз-М» в процессе выведения спутников на целевую орбиту: телекоммуникационные спутники были выведены по схеме с пятью включениями маршевой двигательной установки. Довыведение космических аппаратов в рабочие точки на геостационарной орбите будет идти при помощи их собственных двигательных установок. Срок довыведения «Экспресса-АМУ7» составит около 56 суток, а «Экспресса-АМУ3» — около 59 суток. «Экспрессы» станут 13-м и 14-м спутниками орбитальной группировки, которая обеспечивает телерадиовещание, телефонию, передачу данных и создание сетей связи на территории России и ближайшего зарубежья. Они должны отработать в космосе по 15 лет.

С 1999 года этот разгонный блок вывел 106 тяжелых космических аппаратов на геопереходные, высокоэллиптические, геостационарные орбиты, а также обеспечил вывод автоматической межпланетной станции «ЭкзоМарс-2016» на отлетную траекторию к Марсу. «Бортовая система управления включает в себя вычислительный комплекс, блоки силовой автоматики — электрические устройства, которые позволяют выдавать сигнал на различные органы управления разгонным блоком, и навигационный прибор», — рассказал начальник отдела разработки и испытаний программного алгоритмического обеспечения систем управления движением разгонного блока МОКБ «Марс» Михаил Бочаров.

Для каждой миссии сотрудники «Марса» адаптируют БСУ к конкретным условиям полета. Разрабатывают и аттестуют полетное задание на пуск, которое впоследствии вводится в бортовой вычислитель на космодроме. Для запуска «Протона-М» 13 декабря был использован модернизированный алгоритм калибровки гироскопической навигационной системы, обеспечивающей повышение точности, навигации и выведения космических аппаратов на целевую орбиту.

«Мы участвуем во всех этапах работ с системой управления от момента ее изготовления до запуска космического аппарата, — отметил Михаил Бочаров. — После испытаний на нашей площадке БСУ отправляем в Космический центр им. Хруничева, где ее устанавливают в разгонный блок и проводят свои испытания, на которых обязательно присутствуют наши специалисты. Потом разгонный блок отправляется на технический комплекс космодрома, где его также испытывают: сначала отдельно, потом в стыковке с космическими аппаратами, с ракетой. Все это повторяется на стартовом комплексе. Потом — предстартовая подготовка и пуск. Сотрудники «Марса» улетели на Байконур в конце октября и вернулись только после пуска».

Сейчас самым актуальным проектом для МОКБ становится разработка бортовой системы управления для второго этапа миссии «Экзо-Марс»: ориентировочно в конце сентября 2022 года ракете- носителю «Протон-М» предстоит отправить к Красной планете межпланетную космическую станцию со спускаемым аппаратом.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Спецвыпуск Четыре юбиляра
Скачать
Спецвыпуск Четыре юбиляра

Атомная отрасль начинается с проектов и конструирования, материалов и оборудования. Ровесники атомпрома материаловедческий Институт им. Бочвара, машиностроительные ЦКБМ и ОКБМ им. Африкантова были учреждены в один день — ​27 декабря 1945 года. В 1960 году создан НИИТФА, который отвечает за радиационную технику. В этом номере — ​основные моменты истории предприятий-­юбиляров и ключевые направления развития.

Скачать
Люди
Охотник за северным сиянием: инженер Кольской АЭС 12 лет снимает аврору
Новости
«Мы, как саперы, работать должны без ошибок»: о тонкостях работы электромонтеров
Синхроинфотрон
Китайский атомный путь: что успела страна за 70 лет
Новости
«Врач-радиолог вынужден работать за троих»: что делать с дефицитом кадров
Новости
«Росатом» изготовил топливо для самого мощного ледокола в мире
Последние записи
Показать ещё