В здоровом духе: основные тренды цифровых медицинских технологий
Пандемия коронавируса ускорила развитие телемедицины, систем принятия решений на основе искусственного интеллекта, расширила сферу применения датчиков. Больше внимания во время полузакрытых по санитарным причинам границ стало уделяться и локализации производства медоборудования. Современные тренды в медицине эксперты обсудили на конференции Forbes Congress «Устойчивое здравоохранение: инвестиции, технологии, управление».
Локализация оборудования
В России ведется большая работа по созданию собственного производства медицинского оборудования для обеспечения населения доступной и эффективной медицинской помощью. Активно внедряет свои разработки и «Русатом Хэлскеа». «В данный момент «Росатом» уже представил новое отечественное решение для контактной лучевой терапии. Помимо оборудования на основе собственных технологий «Русатом Хэлскеа» занимается локализацией оборудования ведущих мировых брендов в нашей стране», — говорит гендиректор компании Наталья Комарова.
«Русатом Хэлскеа» несколько лет сотрудничает с ключевыми игроками рынка. В 2019 году компания совместно с шведской Elekta начала локализацию линейных ускорителей Infinity, а в июне этого года на ПМЭФе подписала соглашение с GE Healthcare о локализации в России производства трех самых популярных моделей магнитно-резонансных томографов GE: Signa Creator, Signa Explorer и Signa Voyager. Первые аппараты будут выпущены уже в 2022 году. Помимо производства оборудования «Русатом Хэлскеа» развивает ядерную медицину и по другим направлениям: производство медицинских изотопов и радиофармпрепаратов, создание высокотехнологичной сети центров ядерной медицины в регионах России и центров ионизирующей обработки продукции. Эксперты отмечают, что ядерная медицина — молодое, но перспективное для мировой медицины направление, при этом квалифицированных специалистов крайне мало.
«Мы активно работаем над развитием кадрового потенциала. Совместно с фондом «Сколково» поддерживаем молодых специалистов и ученых, работаем с кафедрами ведущих российских вузов. В начале этого учебного года, например, была запущена новая магистерская программа в области радиофармацевтической химии и управления проектами на базе МГУ им. Ломоносова в партнерстве с Университетом Фукусимы», — добавила Наталья Комарова.
Телемедицина
Дистанционное предоставление медицинских услуг — один из самых быстрорастущих сегментов здравоохранения в мире. По данным отчета Global Telemedicine Market Outlook, ежегодно объем рынка увеличивается примерно на 19 %. Лидеры по затратам на телемедицину и развитию рынка телемедицинских технологий — Китай и США.
«Если говорить о России, мы, конечно, сильно отстаем от стран-лидеров, потому что у нас закон о телемедицине был принят только в 2018 году. Место телемедицины в общей системе здравоохранения пока остается неясным. С одной стороны, у нас есть довольно хорошо прописанная процедура телемедицины в формате «врач — врач», но обычным потребителям важно, чтобы система работала в формате «пациент — врач», а с этим у нас пока сложности, в том числе юридические», — рассказывает генеральный директор «СберЗдоровья» Анатолий Зингер.
В 80 % случаев телемедицина используется для консультаций с терапевтом или педиатром. И лишь 20 % приходится на консультации с узкопрофильными специалистами. Удаленные консультации помогают быстро принять решение в непонятной ситуации: нужно ли вызывать скорую или можно дождаться приема врача. Популярность набирает не только взаимодействие «пациент — врач», но и «пациент — чат-бот», «пациент — искусственный интеллект».
Искусственный интеллект и большие данные
С развитием медицины, цифровых медицинских технологий растет и количество данных, которые необходимо расшифровывать, анализировать и использовать для постановки диагноза, определения плана лечения и т. д.
«Во всем мире активно внедряются системы глубинного машинного обучения: машина сама учится на большом объеме данных и таким образом начинает строить все более и более правильные прогнозы, — поясняет старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Кирилл Каем. — Конечно, пока нет такого ИИ, который позволял бы все существующие данные собрать и сразу выдать диагноз. Тем не менее уже есть прикладные системы, которые специализируются на конкретных направлениях. Например, на медицинских изображениях».
Чаще всего обработка медицинских изображений с помощью алгоритмов искусственного интеллекта применяется в радиологии и патоморфологии. Например, в 2019 году инвестфонд «Росатома» вложил средства в стартап Botkin.AI, который занимается анализом медицинских изображений. Первый и самый проработанный продукт платформы — ПО для поиска признаков рака легкого на компьютерной томограмме. По КТ алгоритм детектирует 95 % новообразований, которые могут быть отнесены к раку легкого. А у НМИЦ онкологии им. Петрова есть цифровая платформа, которая на основе алгоритмов искусственного интеллекта анализирует результаты гистологии. Сейчас оцифровано и используется уже 100 тыс. микропрепаратов, а к 2023 году их будет 1 млн.
Еще один тренд в современной медицине — повсеместное использование датчиков. «Это не только уже привычные нам носимые устройства, которые измеряют артериальное давление, пульс, содержание сахара в крови, — говорит Кирилл Каем, — но и неносимые датчики, которые, например, размещаются на зеркале в ванной и анализируют состав выдыхаемого воздуха, или датчики, которые можно поставить в писсуаре для определения состава мочи».