Чему учат в «Менделеевских классах»
В «Менделеевских классах», открытых с участием «Росатома», Российского химико-технологического университета и региональных вузов, начался второй учебный год. Проректор РХТУ им. Менделеева Игорь Еремин — о специфике проекта в регионах, планах вручать выпускникам диплом химика-лаборанта и содержимом «Менделеев-боксов».
Сигнал регионам
«Менделеевские классы» появились как часть MIBA — Mendeleev International Business Academy. Это структура РХТУ, где дают дополнительное профессиональное образование. Здесь учатся магистры, повышают квалификацию университетские преподаватели и специалисты разных организаций. Постепенно деятельность MIBA расширяется: появились вечерние математическая и химическая школы, добавилась работа с талантливой молодежью, олимпиады, «Менделеевские классы». Их концепция — углубленное изучение математических и естественно-научных дисциплин, организованное при поддержке индустриальных партнеров, чья деятельность так или иначе связана с химической промышленностью. Список отраслей большой: нефтехимия, газовая химия, фармацевтика, производство удобрений, очистка вод, ликвидация загрязнений, атомная промышленность. Ключевая идея — учить в регионах.
«Мы дали сигнал химическим компаниям по всей стране, что готовы давать школьникам более глубокие знания, — рассказывает Игорь Еремин. — Нас услышали, потому что у химических производств сейчас острый дефицит квалифицированных кадров, причем не только верхнего уровня, но и рабочих специальностей. Пришли к тому, что заниматься подготовкой надо со школы».
Проект активно поддержала первая женщина-космонавт, депутат Госдумы РФ Валентина Терешкова. Один из первых «Менделеевских классов» был открыт в Ярославле в средней школе, которая носит ее имя (Валентина Терешкова родом из Ярославской области).
Сначала думали устроить все классы по одному шаблону. Но быстро выяснилось, что у каждого технологического партнера свои представления о том, какую область химии выводить на первый план и как классы организовывать. Например, «Сибур» в Тобольске акцент сделал на нефтеи газохимии и предпочел специализацию с 10го класса, отбор — по конкурсу. Школьников ведут как кандидатов на целевой набор либо в РХТУ, либо в региональные вузы нефтегазового профиля. В Ярославской области тоже сделали конкурс, а программы сориентировали на фармацевтику. Технологический партнер там — Ярославский фармацевтический кластер.
Иначе подошли к организации классов в «Росатоме». Специализация — с восьмого класса. Так подросток получит базу до старшей школы и, если не захочет в вуз, пойдет в колледж. Школы выбрали в городах присутствия — прежде всего, там, где строятся или перестраиваются предприятия по переработке отходов I и II классов опасности: Михайловское, Камбарка, Щучье и др. «Дети себя чувствуют комфортно — их всех взяли. Да, деление на «физиков» и «лириков» есть, но оно более тонкое. Например, проект выполняют несколько человек, и у каждого — своя специфика. Кто-то работает над технологией, кто-то высчитывает углеродный след, кто-то придумывает пиар-стратегию проекта. Главное, что дети общаются, обмениваются знаниями — общий уровень растет», — отмечает Игорь Еремин.
В проекте «Менделеевских классов» с «Росатомом» сначала участвовали восемь школ, теперь их 13, в следующем году будет 25. К работе подключились местные вузы из научно-образовательного консорциума «Передовые экотехнологии». Его создали Федеральный экологический оператор и РХТУ.
Уроки зеленой химии
Профессора, деканы, завкафедрами РХТУ разрабатывают учебные планы с лекциями, лабораторными, проектной деятельностью и ведут занятия для учителей, вебинары и выездные лекции для школьников.
«Росатом» оплачивает повышение квалификации учителей, дает им небольшую надбавку, покупает «Менделеев-боксы» — наборы для лабораторных. В комплекте штатив, пробирки, рабочие стекла, реагенты и проч. Кроме того, «Росатом» организует поездки школьников и учителей в местные вузы, экскурсии в региональные информационные центры госкорпорации и т. д.
В этом году по пять детей из каждого региона — тех, кто лучше учился и делал больше проектов, участвовал в конкурсах, «Росатом» пригласил в Москву. Школьники побывали в детском технопарке РХТУ, написали экологический диктант, съездили в экспедицию на озеро Байкал. Игорь Еремин надеется, что на следующий год, когда улучшится эпидемиологическая ситуация, дети будут приезжать в Москву на неделю или две в технопарк — слушать лекции, проводить эксперименты.
Детям учиться нравится — настолько, что у некоторых появляются даже домашние лаборатории. «Кто-то изучает свойства полимеров, кто-то выращивает растения, оздоравливает почву, — рассказывает Игорь Еремин. — Наши деканы, которые ездили с научно-популярными лекциями, были удивлены подготовкой детей. Говорят, они уже хорошо погружены в тему химии в экологии и задают вопросы на уровне студентов первого-второго курса».
В РХТУ и «Росатоме» заинтересованы в обратной связи. В MIBA есть кураторы, которые решают со школами и учителями текущие вопросы, корректируют программы. Для родителей проводят собрания онлайн — дети, впрочем, тоже могут присутствовать. На собраниях высказывают предложения, замечания, задают вопросы. Для полноты и достоверности информации об учебном процессе есть не только отчетность, но и видеоконтроль уроков.
Благодаря более глубокой подготовке выпускникам проще получить среднее профессиональное образование и поступить на бакалавриат местного вуза. При желании можно продолжить обучение вплоть до аспирантуры РХТУ. Но специалистов очень ждут на предприятиях.
Спрос на специалистов
В РХТУ считают, что на базе опыта, наработанного в «Менделеевских классах», можно написать учебники для 7–11-х классов. Также в вузе хотят добиться, чтобы выпускник получал диплом химика-лаборанта — как это раньше было на учебно-производственных комбинатах. С этим дипломом можно устроиться на предприятие по переработке отходов, например. Если выпускник соберется в среднее специальное учебное заведение или вуз, диплом конвертируется в дополнительные баллы для поступления.
Сейчас 80–85 % выпускников РХТУ устраиваются по специальности. «Потребность в людях колоссальная, — говорит Игорь Еремин. — Все индустриальные партнеры говорят, что квалифицированных кадров не хватает. Расхватывают всех. Средняя зарплата наших выпускников на выходе из университета — 130 тыс. рублей». Поэтому и проект «Менделеевских классов» будет расширяться.