Цифровая система поможет отсеять недобросовестных подрядчиков на стройках «Прорыва»
В Северске прошло расширенное заседание совета саморегулируемых организаций атомной отрасли и топ-менеджеров Сибирского химкомбината. На встрече обсудили, чем СРО могут помочь в реализации проекта «Прорыв». В частности, было решено создать цифровую систему, аккумулирующую основные сведения о застройщиках, подрядчиках и проектировщиках. Чтобы на эпохальную стройку не попали фирмы с плохой репутацией.
В Северск приехала делегация из 30 человек. Ее костяк — руководители организаций — членов всех саморегулируемых организаций атомной отрасли: «Союзатомстроя», «Союзатомпроекта» и «Союзатомгео».
«Назад ни шагу»
Первую часть совещания провели на ногах, осматривая строительную площадку опытно-демонстрационного энергокомплекса (ОДЭК). Делегацию сопровождали заказчики с СХК и представители концерна «Титан‑2» — генподрядчика.
«Несмотря на непогоду, на площадке никто ботинок не испачкал, — отметил заместитель гендиректора СХК, руководитель проекта строительства ОДЭКа Александр Гусев. — Объект уникальный, проект интересный, с нас требуют высокое качество исполнения. Во главе проекта стоят люди, с которыми непросто работать. Их девиз — только вперед, назад ни шагу. Мы на работу ходим как на НИОКР — каждый день что-то новое появляется, начинаем мудрить — так пойти или эдак. И думаю, все будет идти только по нарастающей, до самой победы».
Многие участники совещания впервые увидели «на земле» результат своей удаленной документарной работы. Ведь на каждом этапе инженерных изысканий, проектирования, получения лицензий на строительство объекта они подстраховывали подрядчиков, кропотливо изучая кипы документов. «Главная проблема проектировщиков быстрого реактора БРЕСТ и сопутствующей инфраструктуры была в том, что некуда было подглядеть, всю документацию делали с нуля, на основании одних только нормативных актов, это очень трудоемко, — рассказал главный инженер проекта БРЕСТа из «Атомэнергопроекта» Роман Юдин. — Замечаний к проекту было колоссальное количество, но не потому, что он плох, просто все перестраховывались. Было очень пристальное внимание со стороны экспертов Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности. Они запрашивали даже внутреннюю документацию: материалы компьютерных расчетов на прочность, а это десятки тысяч страниц. Результатом этой гигантской работы стало получение лицензии на строительство».
ОДЭК с инновационным реактором БРЕСТ-ОД‑300 первым в мире должен продемонстрировать замыкание ядерного топливного цикла.
Обеспечить прозрачность
С территории строящегося объекта участники переместились в заводоуправление СХК — делиться мнениями.
«Сейчас в СРО атомной отрасли 250 организаций: строители, проектировщики, изыскатели, в их числе все ключевые ДЗО «Росатома», отраслевые специализированные организации, институты Академии наук. Наша задача — обеспечить контроль качества и безопасности сооружения объектов капитального строительства отрасли», — начал президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов. У него с коллегами есть четкое понимание, как эту работу нужно вести. Так, важная задача — создать цифровую экосистему, в которой будут содержаться все важные сведения о компаниях — застройщиках, генеральных подрядчиках и проектировщиках, подрядчиках и субподрядчиках в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. «Чтобы можно было видеть, кто работает на объектах, по каким договорам, хорошо работает или плохо, — пояснил Виктор Опекунов. — Мы сможем сообщать заказчикам данные о квалификации персонала подрядчиков, о наличии оборудования, лицензий на работы. Обеспечить полную прозрачность. Это позволит каждой организации максимально полно представить свои компетенции и научно-производственный потенциал в экосистеме, а также искать возможности для сотрудничества с другими участниками системы».
Еще одно важное решение, принятое на совещании, — провести в 2022 году комплексную проверку организаций, участвующих в сооружении объектов СХК.
«Прорыв» — проект инвестиционный, — напомнил технический директор ОДЭКа СХК Сергей Терентьев. — Весь технологический блок комплекса спроектирован в концепции зеленой энергетики: экологическая безопасность, возобновляемое топливо, ненакопление ОЯТ. Все эти задачи решит замыкание ядерного топливного цикла. Стратегия атомной отрасли — продолжать развитие двухкомпонентного варианта ядерной энергетики, сочетая модифицированные тепловые реакторы с быстрыми. Это воплощается поэтапно уже много лет, примеры — действующие сегодня БН‑600, БН‑800, завтра это будет ОДЭК с реактором БРЕСТ-ОД‑300, а в более далекой перспективе случится переход на бэкенд и появятся БН‑1200 и БР‑1200».
Замыкание ядерного топливного цикла снизит количество отходов, требующих захоронения, сократит накопление ОЯТ, повысит эффективность использования уранового сырья, уменьшит количество выбросов СО2, а также гарантирует безопасность эксплуатации АЭС. ОДЭК спроектирован таким образом, что тяжелые аварии, требующие эвакуации людей, будут невозможны. «В основе лежат принципы пассивной безопасности, — пояснил Роман Юдин. — Проект обеспечивает физическое разделение систем безопасности. Это четыре независимых изолированных помещения. Самая тяжелая авария, которая возможна по проекту, — разрыв трубок парогенератора с выходом радиоактивных веществ. Даже если это случится, эвакуация персонала с площадки не потребуется».
Переломное лето 2021‑го
В кооперации по замыканию ядерного топливного цикла множество организаций, у каждой своя задача. У СХК их несколько, одна из главных — производство нового топлива для быстрых реакторов. Комбинат изготовил серию экспериментальных ТВС со СНУП-топливом. Сборки проходят реакторные испытания.
Параллельно выполняется программа по оборудованию контейнерного хранения ядерного топлива. Ученые разрабатывают конструкции транспортных упаковочных комплектов, адаптированные под СНУП-топливо.
Проект «Прорыв» стартовал в 2012 году, лето 2021 года стало для него переломным: от стадии подготовки к строительству перешли непосредственно к стройке. «Мы четыре раза корректировали документы только по фундаментной плите здания будущего реактора, и по машинному залу была корректировка, — говорит директор программы «Прорыв» концерна «Титан‑2» Иоанн Аверьянов. — С апреля по июнь перевели в Северск всех специалистов концерна с опытом строительства разных энергоблоков, включая последний, турецкий. Мы уже на стадии экспертизы, но корректировка рабочей документации идет и сейчас».
«Постоянно проходят заседания штабов с научными руководителями, мы подводим итоги, выстраиваем план работы, — говорит Александр Гусев. — По БРЕСТу у нас в этом году было запланировано пять ключевых событий. Три из них уже позади: заливка первого бетона, устройство свайного основания башенной испарительной градирни, бетонирование фундаментной плиты здания подготовки свинца и дезрастворов. Все выполняем в срок, срывов нет».
В октябре участники проекта надеются получить разрешение Ростехнадзора на возведение контурных стен помещения реакторной установки. Строительство самой установки планируется завершить в 2026 году, ввод в эксплуатацию опытно-демонстрационного энергокомплекса намечен на 2029‑й.