Благодаря или вопреки: нужна ли современному ученому степень
Хороший ученый должен иметь ученую степень — эта мысль прочно закрепилась в массовом сознании. Но для самих научных сотрудников учеба в аспирантуре, подготовка и защита диссертации — тяжелая работа, и не все знают, как именно она отражается на карьерном росте и зарплате. «Лаб. СР» разбиралась, надо ли ученым становиться кандидатами наук и как это можно сделать.
Пути защиты
У человека, который решил стать кандидатом наук, есть несколько путей. Можно поступить в аспирантуру вуза или НИИ, учиться и параллельно писать научную работу под опекой научного руководителя. Можно стать соискателем и писать диссертацию самостоятельно, а в вуз или НИИ приходить только на экзамены и на защиту.
Если поступить в аспирантуру при вузе, диссертацию можно писать на любую тему, которая интересна учебному заведению. Но стипендия у аспирантов небольшая, а одновременно учиться, готовить диссертацию и работать тяжело. Самостоятельная подготовка диссертации дает соискателю возможность параллельно работать, но часто такая подготовка затягивается на долгие годы. Сложно писать научную работу, когда нет внешнего контроля и поддержки. Наиболее удобный вариант — защита в НИИ.
Без отрыва от производства
После реформы образования 2013 года аспирантуры многих НИИ не прошли аттестацию и закрылись. Но некоторые предприятия «Росатома» отстаивают право иметь собственную аспирантуру — их сотрудники могут писать кандидатские без отрыва от производства и защищаться в собственном диссертационном совете. Например, диссертационный совет сохранили Радиевый институт им. Хлопина и ВНИИНМ.
«ВНИИНМ — это прежде всего бизнес-единица. Каждый человек на счету. Как найти ресурсы для подготовки кандидатов? Тематика работ нередко меняется так быстро, что на подготовку диссертации не хватает времени, — говорит Владимир Волк, главный научный сотрудник отдела радиохимических технологий ВНИИНМ. — Вот тут возникает интересная задача для руководителя: определить направления, которые можно обеспечить контрактами на три-четыре года. Подобрать человека, который работу вытянет, а также опишет ее в своей диссертации и станет кандидатом наук. Это задача не из легких. Заказчику нужно доказать эффективность наших разработок, просчитать, чтобы контракт уложился в нужный для защиты период времени. У нас во ВНИИНМ это получается».
Недооцененный труд
«К сожалению, степень кандидата наук, как и доктора, не дает столько материальных благ, почета и уважения, сколько бы хотелось», — считает председатель диссертационного совета в Радиевом институте и профессор СПбГУ Игорь Смирнов. Владимир Волк не совсем согласен с критично настроенным коллегой: «На подготовку квалифицированных кадров с ученой степенью уже обратили внимание. Статус ученого в рамках отрасли и даже страны вновь серьезно вырос».
Если говорить о трудоустройстве, то при прочих равных на работу в научном блоке «Росатома» предпочтут взять сотрудника с ученой степенью — это закреплено в HR-документах и карьерных картах. В научном дивизионе частично возрождена система поощрений, существовавшая в советское время: сотрудник после защиты получает возможность стать руководителем научной группы, заведующим, начальником лаборатории. В советское время были и другие стимулы, например дополнительные отпуска, вспоминает Игорь Смирнов, и неплохо было бы их вернуть.
Новая мотивация
Вузы и предприятия стараются найти новые способы мотивировать молодых людей поступать в аспирантуру. В СПбГУ появился новый вид аспирантуры — целевой. Теперь можно поступить в аспирантуру не по набору, а по договору, который заключается с соискателем и одним из предприятий «Росатома». Человек обучается в аспирантуре вуза и знает, что после защиты пойдет работать на конкретное предприятие.
Во ВНИИНМ для кандидатов наук разработана и реализована карьерная программа, гарантирующая повышение в должности и рост зарплаты. «Еще одной мерой поддержки может стать специальный отраслевой фонд поддержки молодых ученых, который выступит в роли подушки безопасности при подготовке кадров, позволив снизить риски для ситуаций, когда тему диссертации приходится менять», — считает Владимир Волк.
ВНИИНМ сохранил собственный диссертационный совет, к концу 2021 года в НИИ будет 11 новоиспеченных кандидатов. Среди них — научный сотрудник ВНИИНМ Любовь Подрезова.
Тема ее диссертации — «Применение процесса жидкостной хроматографии для очистки экстрактов в технологии переработки отработавшего ядерного топлива». Работа, которая в ней описывается, заняла целых 11 лет — это разработка и внедрение совершенно нового процесса и технологии.
«Процесс жидкостной хроматографии для очистки экстрактов практически с нуля разрабатывался во ВНИИНМ, под руководством Владимира Ивановича Волка, моего научного руководителя, доктора технических наук. Он мне доверил разрабатывать эту тему в диссертации. Испытания проводились на реальном оборудовании на предприятиях», — рассказывает Любовь Подрезова.
Она решила поступать в аспирантуру, чтобы глубже разобраться в своей научной сфере. Через год после поступления в аспирантуру ВНИИНМ, в 2010 году, она устроилась туда же на работу и стала заниматься уже исключительно исследовательской деятельностью.
По словам Любови Подрезовой, за последние несколько лет аспирантура во ВНИИНМ стала гораздо более организованной. Каждые полгода аспиранты отчитываются о своей работе. Есть профильные программы обучения, старшие сотрудники читают аспирантам лекции, аспиранты сдают зачеты. Для тех, кто готовит диссертацию, придумали разные поощрения.
«Раньше никакой мотивации не было, — говорит Любовь Подрезова. — В Академии наук положены хотя бы смешные надбавки за степень, а здесь не было даже этого. Говорили: это твое личное желание — защищать кандидатскую. Несколько лет назад все изменилось. Ценность нашего предприятия заключается в людях с высшей квалификацией. Поэтому стали мотивировать — деньгами, жилищной поддержкой, повышением зарплаты после защиты».
Сложнее всего оказалось организовывать испытания, признается Любовь Подрезова: «Организовать испытание на реальном продукте и на реальном оборудовании — это непростая задача, и очень приятно, что у нас были такие хорошие взаимоотношения с другими сотрудниками на «Маяке», ГХК. Нам шли навстречу, помогали организовать эксперименты. Оборудование надо изготовить, каким-то образом переместить на предприятие, установить, взять нужное количество реального продукта и провести анализ».
Любовь Подрезова считает, что никакие денежные стимулы не помогут, если человек сам не заинтересован в кандидатской работе. А если заинтересован — преодолеет все трудности.
После защиты Любовь Подрезова уже получила повышение в должности. «Коллеги стали ко мне относиться с большим уважением, — рассказывает она. — Потому что тяжело было пройти этот путь. Написать отчет по эксперименту — одно дело, научные сотрудники постоянно этим занимаются. А вот написать большую научную работу по всем правилам, выполнить все условия в определенное время, сделать все по ГОСТам — это куда более тяжелая задача. Я ощущаю, что доказала свою квалификацию».
«ЗАЩИЩАТЬ ДИССЕРТАЦИЮ НУЖНО ДЛЯ СЕБЯ»
Сергей Кротов
Старший научный сотрудник, Радиевый институт им. Хлопина
— После того как я окончил специалитет СПбГУ, передо мной встал выбор: идти работать на какое-то предприятие или поступить в аспирантуру. Я не стал выбирать, а совместил две возможности. Поступил в аспирантуру в своем вузе, а параллельно устроился на полставки в Курчатовский институт. Тема моей диссертации — «Термические методы выделения медицинских радионуклидов из облученных мишеней». Именно разработкой таких методов я занимался в Курчатовском институте.
Когда сотрудник защитил кандидатскую, другие ученые и руководство начинают больше прислушиваться к нему. Это открывает возможности для карьеры: кандидат может занять должность начальника лаборатории, начальника отделения и выше. Нельзя стать даже старшим научным сотрудником, не имея степени кандидата наук. Но в первую очередь защитить кандидатскую нужно для себя.
Защищаться нас подталкивают руководители. Ну а мотивирует каждый по-своему. У каждого своя атмосфера в лаборатории и в отделении. В Радиевом институте есть свой диссовет, но мне было принципиально получить степень кандидата химических наук, а не технических, поэтому я защищался в СПбГУ. Вообще, у нас в институте много кандидатов и докторов наук, и защита диссертации считается очень статусным событием.
Андрей Наумов
Руководитель проекта, Радиевый институт им. Хлопина
— Моя диссертация была посвящена разработке технологии экстракционного выделения молибдена‑99 из низкообогащенного урана. Я был вдохновлен окружением, попал в научную школу профессора, доктора технических наук Бориса Яковлевича Зильбермана. Понимал, что без защиты кандидатской не получится построить научную карьеру.
Для защиты я выбрал родной Радиевый институт, потому что там были реальные объекты исследования — облученное топливо и продукты его переработки. Но также нужно было прикрепиться к университету для сдачи кандидатских минимумов. Восемь месяцев, не отрываясь от работы, я изучал курсы по истории и философии наук и английскому языку. Было нелегко.
Но степень действительно помогла в карьере: после защиты в 2018 году и окончания в 2020 году программы кадрового резерва «Таланты «Росатома» меня назначили руководителем проекта. Я и моя научная группа создаем технологию производства препарата на основе лютеция‑177 для ядерной медицины.