Алексей Лихачев: «Обратились к президенту с предложением о строительстве еще шести ледоколов»

Осенний день информирования гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев провел 5 октября на Чепецком механическом заводе — перед открытием нового цеха по изготовлению губчатого циркония. Глава госкорпорации сообщил, что по итогам года планируется выработать 220 млрд кВт·ч электроэнергии — на 5 млрд кВт·ч больше, чем в рекордном 2020-м. А также подробно остановился на ходе общенациональных проектов, в которых задействован «Росатом», и отраслевых разработках, созданных впервые в мире.

Об атомном нацпроекте

В рамках федерального проекта «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года» сделан важный шаг к созданию новой технологической платформы в атомной энергетике — с одновременной эксплуатацией тепловых и быстрых реакторов и замыканием ядерного топливного цикла. Ее технологии будут отрабатываться на площадке в Северске, где сейчас идет строительство быстрого реактора со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300.

На площадке НИИАР в Димитровграде продолжается строительство другого быстрого реактора — исследовательского МБИР. Планируем, что корпус реактора будет установлен на штатное место уже осенью, сейчас там завершаются работы по возведению шахты. МБИР станет самым мощным исследовательским реактором в мире.

В малой атомной генерации реализуем сразу два проекта. Это наземная АЭС в Якутии с судовым реактором РИТМ-200 и четыре плавучих энергоблока на Чукотке для Баимского горно-обогатительного комбината.

Еще одно направление — развитие водородной энергетики. Для отработки технологии производства водорода методом электролиза на Кольской АЭС будем строить стендовый испытательный комплекс. Уже в 2023 году должны ввести в строй первую очередь этой установки мощностью не менее 1 МВт.

Также в рамках нашего нацпроекта досрочно выполнены все запланированные работы по продлению эксплуатации исследовательского реактора БОР-60 и строительству Курской АЭС-2 с реакторами ВВЭР-ТОИ.

Летом мы обратились к президенту с предложением продлить сроки действия нашего нацпроекта до 2030 года и увеличить его бюджетное финансирование на 25 млрд рублей ежегодно. Президент наше предложение поддержал.

О ветропарках

Запущена пятая ВЭС — Бондаревская в Ставропольском крае. Ее мощность 120 МВт. До конца года предстоит ввести в строй еще одну ВЭС — Медвеженскую. Тогда мощности всех ВЭС, построенных «Росатомом», составят 720 МВт. Это задача текущего года для всей команды «Новавинда». До 2024 года общая мощность наших ВЭС должна составить 1,2 ГВт, это 35% российского рынка ветроэнергетики.

Развитие ветрогенерации в стране открывает перспективы для экспорта технологий. Ведем переговоры о сооружении ветропарков в странах Юго-Восточной Азии, рассматриваем участие в конкурсах в ЮАР и Турции. Причем при сооружении ветропарков в этих регионах будем использовать российское оборудование. Первую зарубежную ВЭС планируем построить уже к 2024 году.

Об обращении с промотходами

До конца года будет введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. С 1 марта следующего года система заработает в полном объеме, через нее все участники рынка смогут заключать договоры с федеральным оператором на транспортировку и переработку отходов. По сути, при нашем участии в стране складывается новый рынок, оператором которого выступает «Росатом».

О Большом Севморпути

На Восточном экономическом форуме мы приступили к широкому, с участием представителей крупных мировых компаний, обсуждению Большого Северного морского пути. У нас три ключевые цели. Во-первых, переход к круглогодичной навигации через восточную часть СМП, где наиболее сложная ледовая обстановка. Это откроет прямой маршрут доставки углеводородов с арктических месторождений в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Во-вторых, активизация каботажных перевозок между северо-западом страны и Дальним Востоком. В частности, каботажные контейнерные перевозки из Мурманска в Петропавловск-Камчатский могли бы стать основой для северного завоза. В-третьих, создание круглогодичного евроазиатского контейнерного транзита между портами Северо-Западной Европы и Восточной Азии. Это позволит превратить СМП в коммерчески выгодный маршрут.

Для решения этих задач необходимо дальнейшее развитие ледокольного флота. В конце года вступит в строй еще один ледокол, «Сибирь». Строительство «Урала», «Якутии» и «Чукотки» продолжается. Рассчитываем, что они будут сданы по плану: соответственно, в 2022, 2024 и 2026 годах. Но этих судов для круглогодичной навигации недостаточно. Поэтому обратились к президенту с предложением о строительстве еще шести ледоколов — двух атомных серии 22220 и четырех на сжиженном природном газе. Сейчас вопрос прорабатывается в правительстве.

О цифровизации

Наш цифровой продукт «Логос» доработан до конкурентного уровня по сравнению с мировыми лидерами. Сейчас внедряем его в отрасли. Разработали программу импортозамещения систем математического моделирования, основанную на платформе «Логос» с возможностью интеграции продуктов других российских разработчиков. Программа поддержана президентом. Она включает 300 предприятий и будет реализовываться в рамках дорожной карты по новым производственным технологиям. Предусмотрено государственное софинансирование программы — 9 млрд рублей до 2024 года.

По заказу Росстандарта разработали стандарт цифровых двойников изделий, в сентябре ведомство его утвердило. Отмечу, что такая работа сделана впервые в мире. В ней принимали участие эксперты из 39 предприятий отрасли, представляющие все дивизионы «Росатома».

В рамках дорожной карты по квантовым вычислениям работаем как над аппаратной, так и над программной частью. Впервые в мире разработан квантовый алгоритм, решающий практическую задачу атомной отрасли. Это оптимизация расположения отработанного топлива в контейнерах.

О создании новых технологий и веществ

Запущен ПАН-завод на площадке ОЭЗ «Алабуга» ежегодной мощностью 5 тыс. т. Новое производство позволяет сформировать полную технологическую цепочку по углекомпозитным материалам. Уже получены первые промышленные образцы углеволокна из отечественного ПАН-прекурсора. Их качество — на уровне лучших мировых производителей.

Горнорудный дивизион развивает добычу и переработку редкоземельных металлов. В Курганской области налажено производство скандия. А в Томской области завершается строительство Туганского ГОКа, там будут добывать титан и цирконий. Ввод в эксплуатацию первой очереди планируется до конца текущего года.

Топливный дивизион расширяет присутствие на рынке литий-ионных аккумуляторных ячеек и накопителей энергии. На площадке Балтийской АЭС в Калининградской области будем строить завод производственной мощностью до 12 ГВт в год. Действуем в русле решений правительства — в августе была утверждена концепция развития электротранспорта, согласно которой к 2030 году в России будет ежегодно производиться не менее 200 тыс. электромобилей. Мощности нашего будущего завода позволят обеспечить батареями минимум половину из них.

О задачах до конца года

В части зарубежного строительства необходимо максимально активизировать работу — прежде всего в Индии, Бангладеш и Венгрии. В электроэнергетике важно обеспечить выход на этап физпуска второго блока Белорусской АЭС и успешную сдачу Медвеженской ВЭС в Ставропольском крае. В развитии арктических проектов необходимо принять в состав «Атомфлота» новый атомный ледокол «Сибирь». Сейчас самое главное — не снижать набранный темп. От этого зависят наши годовые результаты и вклад каждого в достижение показателей стратегии «Росатома».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: