Гендиректор «Русвэллгруп» Александр Анохин о новых бизнесах и импортозамещении
К 2030 году доля новых бизнесов в общей выручке госкорпорации должна составлять не менее 40 %. О роли отраслевого интегратора в решении этой задачи, поиске перспективных проектов, умении продавать разработки, а также о преимуществах атомщиков на рынке с высокой конкуренцией рассказывает гендиректор «Русвэллгруп» Александр Анохин.
— В 2018 году в структуре ТВЭЛ было образовано АО «Русвэллгруп» — интегратор по направлению «Продукты и услуги для ТЭКа». Что в зоне вашей ответственности?
— Создание и развитие передовых технологий для энергетики и освоения природных ресурсов, локализация производства на предприятиях атомной отрасли, продажа готовой продукции заказчикам, в том числе экологических решений для ТЭКа. Для этого мы должны досконально понимать потребности рынка, знать основных игроков, их интересы, а также выстраивать бизнес-процессы таким образом, чтобы нашим клиентам было удобно работать с госкорпорацией. То есть выступаем как единый центр ответственности.
С точки зрения бизнеса наши задачи определены стратегией «Росатома»: к 2030 году выручка по новым бизнесам должна составлять не менее 40 % общей. То есть мы, предприятие-интегратор, анализируем весь потенциал отрасли и выдаем решения под ключ. У нас практически со всеми мейджорами подписаны соглашения о сотрудничестве и дорожные карты.
— Главный драйвер для вас — импортозамещение?
— Пожалуй, да. В ТЭКе исторически технологии были в основном импортные. И, соответственно, сейчас большая часть из них недоступна отечественным компаниям. Есть запрос на локализацию этих технологий на территории России, в том числе на предприятиях «Росатома».
— Расскажите о производственных мощностях.
— В структуре госкорпорации более 400 предприятий, обладающих целым набором научных и производственных компетенций. Более 30 из них находятся в фокусе нашего направления бизнеса. Они уже выпускают и реализуют продукцию, имеют изделия на стадии разработки, испытаний или обладают возможностями и технологиями, которые могут стать основой нового производства. НИОКР и выпуск готовой продукции, как правило, ведутся на базе предприятий «Росатома». Но мы не ограничиваемся рамками госкорпорации и в случае появления соответствующего запроса со стороны клиента задействуем все возможности, в том числе за пределами отрасли.
— То есть собственного производства у вас нет?
— Нет и пока не предполагается. Но мы можем говорить о сделках слияния и поглощения с другими сильными игроками на рынке.
— В чем задача интегратора? Усилить маркетинговую составляющую?
— Предприятия имеют технологии, продукты и услуги, которые могут предлагать на рынке. Но тогда нужно содержать коммерческую службу и маркетинг. Это дополнительные расходы. Причем это не их основная специализация. Все эти функции мы сконцентрировали у себя. Мы готовы полностью закрыть все потребности отраслевых предприятий, сформировать заказ на год или на более длительный срок.
— На ваш взгляд, какие отраслевые решения «Росатома» наиболее востребованы ТЭКом?
— Их много. «Росатом» — одна из самых продвинутых госкорпораций с технологической точки зрения. И весь накопленный опыт, и наработки позволяют решать практически любые вопросы в части создания импортозамещающих технологий и продукции. В качестве примера можно привести один из проектов, над которым сейчас работает «Русвэллгруп» совместно с ФЭИ, производственными площадками ТВЭЛ и внешним подрядчиком. Мы разрабатываем бессепараторный многофазный расходомер, в том числе для месторождений с высоким газовым фактором. Речь идет о применении уникального технологического решения «Росатома». Это нейтронно-активационный анализ — высокочувствительный метод, который используется для элементного анализа. Он применяется также в медицине, пищевой промышленности, химии и даже в археологии.
Результаты лабораторных экспериментов демонстрируют большие перспективы использования выбранной технологии. До конца года будет завершена разработка прототипа устройства. И к 2023 году мы планируем изготовить уже опытную серию многофазных расходомеров на базе одного из предприятий госкорпорации. Сейчас выбираем головного подрядчика, который займется производством.
— Какие еще примеры?
— Есть большая группа разработок по импортозамещению. Это проекты, требующие НИОКР, — например, создание геонавигационного комплекса RUS-120, разработчиком которого является «Электрохимприбор». Этот комплекс позволяет существенно повысить эффективность строительства скважин с длиной горизонтальной части свыше 1 км.
Вместе с «Точмашем» ведем проект перспективной системы селективной перфорации скважин. Она позволяет за одну спускоподъемную операцию выполнить разобщение ствола скважины специальными пакерами и провести перфорацию колонны в заданном интервале. Система, разработанная на первом этапе, успешно прошла и стендовые, и скважинные испытания.
Мы сотрудничаем с отраслевым акселератором «Росатома». С нашим участием в качестве бизнес-заказчика в 2020 году прошли акселерацию восемь проектов. В частности, система передачи данных. Технологическое решение основано на уникальных разработках «Элерона», которые позволяют получить внушительный радиус покрытия при относительно малой мощности передатчика и добиться высокой помехозащищенности канала связи. Мы рассчитываем достичь скорости передачи данных 10–200 бит в секунду. У традиционных каналов — 1–6 бит. Учитывая дальность передачи в открытом пространстве, до 20 км, такой канал востребован в районах Крайнего Севера, где спутниковое покрытие ограниченно. В этом году планируются опытно-промышленные испытания системы.
Бизнес-акселерацию проходят еще несколько проектов. В рамках одного из них предусматривается использование плавиковой кислоты и ее солей, которые являются побочным продуктом процесса обогащения урана, для создания востребованной в ТЭКе композиции. Наработки партнера по данному направлению позволяют создать востребованный продукт, задействовав площадки «Росатома».
— Сколько человек работает в «Русвэллгруп»?
— Порядка 50. Планируем по мере развития еще набирать сотрудников. В частности, ищем профильных специалистов в ТЭКе. Нам важно иметь внутреннюю экспертизу и хорошо понимать эту отрасль, чтобы отвечать всем современным вызовам.
— Много конкурентов у «Русвэллгруп» в России?
— Скажу о предприятиях «Росатома» в целом. Конкурентов много. И российские игроки, и крупные международные, которые разворачивают в России свое производство. Много небольших частных компаний, с которыми нам по ценам сложнее конкурировать. Хотя у них в основном мелкосерийная продукция. Госкорпорации также занимаются ТЭКом — и «Ростех», и «Роскосмос».
— За счет чего планируете выигрывать?
— Я считаю залогом успеха уникальные компетенции «Росатома», доскональное знание потребностей рынка, профессиональную команду и способность быстро реагировать на технологические вызовы.