Евгений Остапец из «ЦНИИТМАШа»: «Учись драться для того, чтобы никогда не драться»

Евгений Остапец — ​руководитель направления в управлении развития «ЦНИИТМАШа». Представляет компанию на конференциях, общается с клиентами, занимается отчетной документацией. А еще Евгений — ​тренер по джиу-джитсу: участвует в соревнованиях сам и готовит детей и взрослых. Он рассказал, как пришел в спорт и почему решил стать тренером.

Джиу-джитсу возникло как боевое искусство самураев. Это была военная элита, они сражались с оружием против вооруженного противника. И в современном джиу-джитсу есть техники борьбы с противником, вооруженным пистолетом, автоматом, ножом. Им обучают специализированные вой­ска в Европе и Америке. Ближайший аналог в России — ​боевое самбо. Мой первый тренер — ​бывший сотрудник уголовного розыска.

Кроме боевых направлений, для военных и полиции, существует спортивное. Я состою в латвийской и российской федерациях джиу-джитсу. Чтобы получить разряд, кю и дан, нужно участвовать в соревнованиях по бою и демонстрации техники. Это в том числе техника работы с оружием. Конечно, мы тренируемся с муляжами, деревянными катанами, пластиковыми пистолетами. Я владею всеми техниками: и спортивными, и самообороной.

Я занялся этим спортом в 18 лет — ​понравилась универсальность техник. До этого была вольная борьба, карате, рукопашный бой. Получается, уже больше 30 лет в единоборствах. Первый дан получил в 2003 году. Участвовал в соревнованиях, состоял в сборной России и сборной Москвы. Нужно было получить как минимум серебро. Я два раза брал бронзу по России, серебро по Москве, занимал первое место на чемпионате Латвии. Еще участвовал в ММА, боях без правил. Сейчас у меня второй дан, и тренер сказал, что я готов получить третий. Его выдает международная комиссия. Четвертый и выше — ​уже за вклад в развитие спорта. Поэтому в 2020 году я решил монетизировать свое хобби: прошел обучение, получил диплом и официально стал тренером.

Работе это абсолютно не мешает. Наоборот, после тренировок голова чистая, все проблемы стираются как ластиком. Фитнес такого не дает. Кстати, Сергей Завьялов, бывший замдиректора одного из филиалов «Росэнергоатома», сейчас президент Российской федерации джиу-джитсу. А Сергей Кириенко — сопредседатель Российского союза боевых искусств и президент Нацио­нального совета айкидо России.

Навыки джиу-джитсу полезны — ​в первую очередь всех учат падать. Ни разу не получал никаких травм при падении: срабатывала привычка, выработанная на тренировках.

Как сказал один мудрец, учись драться для того, чтобы никогда не драться. На улицах до конфликтов обычно не доходит. Человек видит, что я не шучу и что со мной ему не справиться. Были случаи, когда приставали сильно подвыпившие мужчины. Достаточно было аккуратно, простым приемом, уложить грубияна на землю. Пока он поднимался, я уже уходил.

Экзамен на белый пояс мне казался неимоверно сложным. Два часа силовых упражнений и потом 10 минут стойки на деревянном полу на кулаках. Тренер еще ходил между нами и рассказывал анекдоты, пока мы стояли. Кто упал — ​тот не сдал. Еще он проводит «новогодние тренировки» в конце декабря. В 2018 году, в последний раз, когда я был на такой тренировке, нужно было сделать 2018 ударов, 2018 блоков и т. д. После такого за праздничным столом тяжело держать даже ложку.

По сложности джиу-джитсу на первом месте вместе с ММА и самбо. И так же опасно. В единоборствах травмы неизбежны, но на тренировке стараемся быть аккуратнее — ​здоровье у всех одно. Международная федерация джиу-джитсу добивается включения джиу-джитсу в Олимпийские игры, и в связи с этим правила спортивной борьбы сильно смягчаются. На соревновании в полную силу бить нельзя: могут исключить. Тем, кто занимается еще и техниками самообороны, приходится учиться сдерживать пыл. Самодисциплина в принципе полезна, а эмоции затуманивают разум во время боя. В джиу-джитсу надо просчитывать и координировать движения, выбирать правильный момент. В футболе неудачу можно отыграть, а тут вовремя не среагировал — ​упал и проиграл.

У меня сложных этапов не было, скорее, были этапы эволюции, которые касаются психологической подготовки. Психологическое развитие — ​самое сложное. У японцев техники принято изучать только пять-шесть лет, остальное — ​воспитание духа, поведения и выдержки. У нас больше готовят тело, обучают приемам, а психологический аспект на втором месте. В традиционном японском джиу-джитсу практикуют медитации до и после тренировки. Мне повезло с тренерами. Одному из них 60 лет, другому — ​под 80, и они передали мне свой серьезный опыт.

В ученики беру всех желающих. Они сами приходят ко мне перед соревнованиями и просят помочь подготовиться. Одному ученику 67 лет, он собирается сдать экзамен на коричневый пояс. Когда откроют границы, я смогу получить третий дан. А дальше буду развиваться как тренер — ​после четвертого дана на соревнования уже ездить не надо, зато ученики должны брать награды.


БОЕВАЯ ПАЛИТРА


Младшие степени

8 кю — ​белый пояс

7 кю — белый пояс с одной поперечной черной полосой

6 кю — ​белый пояс с двумя поперечными черными полосами

5 кю — ​желтый пояс

4 кю — ​оранжевый пояс

3 кю — ​зеленый пояс

2 кю — ​синий пояс

1 кю — ​коричневый пояс


Старшие степени

1–4 даны — ​мастер — ​черный пояс

5 дан — ​старший мастер — ​черный или черно-­красный пояс

6 дан — ​старший мастер — ​черный или красно-­белый пояс

7­–8 даны — ​главный мастер — ​черный или красно-­белый пояс

9–10 даны — ​главный мастер — ​красно-­белый пояс или красный пояс с продольной белой полосой

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: