«Росатому» нужно до 45 тыс. иностранных специалистов: о чем говорили на ПМЭФ
Глобальная экономика, пострадавшая от коронавируса, постепенно возвращается к нормальной жизни. Об этом говорили участники Петербургского международного экономического форума — крупнейшего с начала пандемии очного делового мероприятия в мире. «СР» изучила самые интересные сессии с участием «Росатома».
Люди как ценность
ПМЭФ, проходивший со 2 по 5 июня в выставочном центре «Экспофорум», собрал 13 тыс. делегатов из 140 стран (все с отрицательными результатами теста на коронавирус). «Проведение столь представительного форума — позитивный знак, свидетельство того, что партнерские связи, контакты предпринимателей, инвесторов, экспертов постепенно обретают привычный вид, — сказал президент России Владимир Путин, приехавший на мероприятие. — Такие же позитивные тенденции мы наблюдаем и в глобальной экономике. Несмотря на глубину прошлогоднего спада, который оказался самым большим со времен Второй мировой войны, можно с уверенностью говорить, что мировая экономика возвращается к нормальной жизни. Ожидается, что в 2021 году рост глобального ВВП будет максимальным с 1970-х годов: эксперты говорят о 6 % роста».
По итогам ПМЭФа бизнесмены заключили более 800 соглашений на сумму свыше 3,8 трлн рублей. На стенде «Росатома» было подписано более 20 соглашений о сотрудничестве.
Глава госкорпорации Алексей Лихачев принял участие в трех сессиях. На дискуссии «Глобальное лидерство: Россия в мировой гонке за лучшие управленческие кадры» говорили о главной ценности экономики знаний — людях. Обсуждали, какие условия нужно создавать для максимальной самореализации. Выяснилось, что многие управленцы из-за рубежа мечтают поработать в России. Как сообщил первый заместитель руководителя Администрации президента РФ и председатель наблюдательного совета «Росатома» Сергей Кириенко, заявки на трек «Международный» конкурса «Лидеры России» в этом году подали 11 тыс. граждан 150 стран мира. «Это руководители компаний и средств массовой информации, ученые, педагоги, общественные деятели, — рассказал Сергей Кириенко. — Особенность времени: решения люди принимают совершенно свободно. Могут перемещаться не только между городами и странами, но и между профессиями. Главное — свободный выбор. Очевидно, что за самых креативных и талантливых людей конкуренция будет увеличиваться. И единственно возможный способ удержать позиции — создание условий, чтобы человек мог реализовать себя максимально».
Тема зарубежных кадров актуальна для «Росатома». «Нам надо в 2030-е годы привлечь до 45 тыс. иностранных специалистов. Эти потребности связаны в первую очередь со строительством АЭС за рубежом, в том числе по схеме BOO, «строй — владей — эксплуатируй», и их последующей эксплуатацией в течение многих десятков лет, — объяснил Алексей Лихачев. — И если в таких странах, как Финляндия и Венгрия, есть сложившаяся атомная инфраструктура, то в Бангладеш и Египте предстоит не только построить АЭС и подготовить персонал для их эксплуатации, но и создать целые отрасли, регуляторные органы, решить вопросы общественной приемлемости атомной энергетики».
В нашей отрасли выстроена системная подготовка кадров. Эта работа идет в разных форматах, включая обучение иностранцев в опорных вузах «Росатома», совместные программы российских вузов и стран присутствия. «Мы стремимся к 2030 году стать лучшими в раскрытии человеческого потенциала», — заключил Алексей Лихачев.
Удержать полтора градуса
На сессии «Адаптация к климатическим изменениям: вызовы и возможности» обсуждали, как нивелировать негативные последствия глобального потепления. «Если сравнивать с предыдущими годами ПМЭФа, сегодня вопросы климата и энергоперехода на первом месте, потому что это действительно волнует всех. Энергопереход в принципе неизбежен», — констатировал заместитель председателя правительства Александр Новак. Он напомнил о расчетах Международного энергетического агентства: чтобы не допустить повышения средней температуры на планете более чем на 1,5 °C до 2050 года, необходимо уже сейчас полностью прекратить финансирование нефтегазовой и угольной отрасли. «Но это нереально, — продолжил Александр Новак. — Энергопотребление за этот период вырастет на 30–40 %, и его нужно обеспечить».
Россия приняла на себя повышенные обязательства и уже внесла немалый вклад в снижение выбросов парниковых газов: по сравнению с 1990 годом эмиссия сократилась с 3,1 млрд до 1,6 млрд т СО2-эквивалента, сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко. «Сегодня в нашем энергобалансе 45 % — низкоэмиссионные источники энергии, и я хотела бы отметить атомную энергетику, в которой выбросы парниковых газов близки к нулю», — добавила она.
Алексей Лихачев привел резюме экспертов стран Евросоюза: атомная энергетика на всем своем жизненном цикле является одним из главных безуглеродных способов генерации. «Для экспертов это данность. Плохая новость в том, что это не данность для руководства Евросоюза», — заметил глава «Росатома». По его мнению, с точки зрения здравого смысла это не совсем понятно, есть опасность политизации таких вопросов.
В ведущих странах Европы, в числе которых Франция, Испания и Финляндия, удельный вес атомной генерации в энергобалансе составляет от 20 до 70 %. «Таким образом, без АЭС на европейском континенте просто нет решения задачи по достижению глобальных целей ООН в части климатической повестки», — подчеркнул Алексей Лихачев.
«Росатом» активно осваивает новое направление — ветроэнергетику. Работают ветропарки общей мощностью 450 МВт, еще на 300 с лишним мегаваттов достроят до конца года. Вдобавок госкорпорация повышает локализацию производства оборудования для ветростанций. «Мы серьезно занимаемся и водородом, — сказал Алексей Лихачев. — Эти компетенции у нас есть еще с советских времен. Мы, конечно же, будем заниматься накопителями энергии».
О водороде, кстати, много говорили на третьей сессии — «Тренд на декарбонизацию: как будет меняться мир». По словам Александра Новака, Россия может занять 20 % мирового рынка водорода, такая же доля у нее сейчас на рынке природного газа и нефти. «В России есть технологическая платформа для решения водородной проблемы, — отметил Алексей Лихачев. — И я уверен, что мы продолжим лидировать как энергодержава в том числе и в водородной тематике».