Еще недавно это казалось невозможным: рекорды «Человека года»
Рекордная выработка электроэнергии, рекордная проводка по Севморпути, рекордное производство — в первый день церемонии награждения конкурса «Человек года» председатель наблюдательного совета «Росатома» Сергей Кириенко вручил восьми командам-рекордсменам призы, приуроченные к 75-летию атомпрома. «Победители продемонстрировали пример того, как можно открывать новые горизонты, делать то, что не делали никогда, мечтать и реализовывать свою мечту», — сказал он. Два специальных приза получили команды ядерного оружейного комплекса, один из них секретный. Рассказываем о семи остальных, а о лауреатах спецноминаций гендиректора госкорпорации Алексея Лихачева — в следующем номере.
Максимум выработки
«Росэнергоатом» в 2020 году достиг абсолютного производственного максимума — 215,75 млрд кВт·ч. «Мы не раз с гордостью говорили, что каждый следующий год — это рекорд выработки российских АЭС. Но сейчас мы впервые говорим о рекорде не только для России, но и для Советского Союза (исторический максимум атомных станций СССР — 215,669 млрд кВт·ч в 1988 году. — «СР»). И еще один рекорд — впервые в истории нашей страны доля атомной энергетики в энергобалансе — больше 20 %», — сообщил Сергей Кириенко.
Достичь такого показателя удалось, во‑первых, благодаря снижению потерь выработки на 2,9 млрд кВт·ч по сравнению с 2019 годом. Во-вторых, модернизация графитовой кладки реакторов РБМК была проведена быстрее на 70 дней. В-третьих, с ПСР-проектами продолжительность ремонта блоков снизилась суммарно на 60 дней. Свой вклад внесло и обоснование безопасности эксплуатации контуров многократной принудительной циркуляции теплоносителя на блоках с РБМК без ремонта 13 сварных соединений. В итоге станции выработали на 6,97 млрд кВт·ч больше, чем в 2019‑м. Это 8 млрд рублей в денежном выражении, 5,1 млрд рублей — дополнительная чистая прибыль.
КОМАНДА
Игорь Атрошенко, директор по подготовке производства, «Сосновоборэлектромонтаж»
Сергей Витковский, главный инженер, Нововоронежская АЭС
Андрей Гончаров, заместитель руководителя проекта по строительной части сооружения объектов ЯО, «Титан‑2»
Андрей Горбунов, главный инженер, Ростовская АЭС
Андрей Дементьев, заместитель гендиректора, директор по производству и эксплуатации АЭС, «Росэнергоатом»
Александр Дорофеев, главный инженер, Калининская АЭС
Константин Кудрявцев, главный инженер, Ленинградская АЭС
Алексей Лещенко, главный инженер, Смоленская АЭС
Вячеслав Маслов, бригадир монтажников теплового технологического оборудования МУ‑8, «Энергоспецмонтаж»
Юрий Носов, главный инженер, Белоярская АЭС
Алексей Ободовский, бригадир монтажников турбоустановок, ВДМУ
Николай Петренко, исполнительный директор по управлению дочерними строительными организациями, АСЭ
Олег Романенко, главный инженер, Балаковская АЭС
Алексей Слободчиков, заместитель гендиректора по проектированию, главный конструктор ЭКРУ и оборудования крупномасштабной энергетики, НИКИЭТ
Александр Увакин, главный инженер, Курская АЭС
Александр Фролов, главный эксперт группы подготовки производства, «Атомтехэнерго»
Невозможное возможно
«Рекорд «Атомэнергомаша» — за год «Атоммаш» отгрузил три корпуса реактора с внутрикорпусными устройствами и 18 парогенераторов для АЭС в Турции, Бангладеш и России. «Больше, чем в советское время. Это не только рекорд, но еще и мечта, — сказал Сергей Кириенко. — Когда принималась программа развития атомной энергетики и мы формировали планы по строительству в стране и за рубежом, нам скептики в министерствах и ведомствах говорили: «Ну что вы обманываете и себя, и людей. Может, вы бы и построили, но российское машиностроение не способно делать больше чем один-два комплекта в год. Три комплекта российское машиностроение не будет делать никогда. Это невозможно». Вот мы тогда мечтали, что придет время, когда мы будем делать три и больше комплектов. И эта мечта сбылась».
Действительно, раньше такой объем производства сложной длинноцикловой продукции считался технологически недостижимым. Тем не менее системное развертывание ПСР позволило сократить время изготовления парогенераторов на 52 %, корпусов реактора — на 25 %. Успех также обеспечил индивидуальный подход к требованиям каждой из стран, постоянное совершенствование процессов, модернизация и внедрение новейших цифровых решений: предиктивной аналитики, цифровых двойников.
КОМАНДА
Ровшан Аббасов, директор «Атоммаша»
Андрей Валентий, директор по производству, ЭМСС
Сергей Жидков, начальник производства, «Атоммаш»
Игорь Котов, гендиректор «АЭМ-технологий»
Сергей Куликов, начальник цеха, «Атоммаш»
Александр Локтюшов, директор по производству, «Атоммаш»
Андрей Марченко, директор департамента качества, «АЭМ-технологии»
Владимир Пиминов, генеральный конструктор, «Гидропресс»
Юлия Чижова, исполнительный директор, «АЭМ-технологии»
Новая мечта
Команда АО «Прорыв» обосновала радиологическую эквивалентность при развитии двухкомпонентной атомной энергетики на базе тепловых и быстрых реакторов. «Это то, куда мы идем, это будущее не только российской, но и мировой атомной энергетики», — сказал Сергей Кириенко.
Радиологическая эквивалентность — выравнивание пожизненных радиационно обусловленных рисков возможной индукции онкозаболеваний от РАО и от природного сырья. Если к 2100 году быстрые реакторы полностью заменят тепловые, то радиационной эквивалентности можно будет достичь примерно к 2200 году. Эти результаты согласуются с вышедшим в конце 2019 года техническим документом МАГАТЭ «Отходы от инновационных типов реакторов и топливных циклов», где говорится, что замыкание ядерного топливного цикла позволит снизить радиотоксичность РАО в 100–200 раз, сократить время выдержки РАО с более чем 100 тыс. лет до менее чем 1 тыс. за счет дожигания долгоживущих компонентов — минорных актинидов.
КОМАНДА
Виктор Иванов, главный радиоэколог, АО «Прорыв»
Александр Лопаткин, научный руководитель работ по РЭ, АО «Прорыв»
Владимир Соломатин, начальник отдела главного радиоэколога, АО «Прорыв»
Евгений Спирин, главный научный сотрудник, АО «Прорыв»
Арктический путь
«Я хорошо помню бурный спор, который был у нас в Министерстве финансов, когда решался вопрос о переходе атомного ледокольного флота в «Росатом». Мы доказывали, что флот может быть рентабельным, — рассказал Сергей Кириенко. — Вячеслав Владимирович Рукша говорил, что мы сможем перевозить (по Севморпути. — «СР») даже не 5 млн, а 10 млн т. Коллеги в Минфине не верили: в советские годы было 6,5 млн. Прошлый год — почти 32,98 млн т (при целевом показателе 29 млн. — «СР»)».
В 2020 году была проведена колоссальная работа: сдан в эксплуатацию самый мощный в мире, 60 МВт, атомный ледокол «Арктика», запущена автоматизированная система управления штаба морских операций «Атомфлота», на дноуглубительных работах вынули более 33 млн м3 грунта, организовали экспериментальные рейсы для сезонной контейнерной линии и расширения периода навигации в восточном секторе СМП до 10 месяцев. Помимо «Арктики» проводки обеспечивали «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», а также портовый флот.
Еще четыре ледокола проекта 22220 должны сдать в 2021–2026 годы. Заложен головной атомоход «Россия» проекта «Лидер». Его рассчитывают ввести в строй в 2027 году. В этом году будут построены четыре навигационно-гидрографических судна, начнется строительство большого гидрографического судна класса Arc7.
КОМАНДА
Алиса Алимшоева, начальник отдела охраны окружающей среды, Гидрографическое предприятие
Дмитрий Егоров, начальник отдела сопровождения проектов, Гидрографическое предприятие
Владимир Кондратьев, главный инженер-механик атомного ледокола «Арктика», «Атомфлот»
Антон Коробицын, старший менеджер, «Росатом»
Максим Кулинко, заместитель директора дирекции Северного морского пути, директор департамента развития СМП и прибрежных территорий, «Росатом»
Илья Лепустин, главный специалист технического отдела группы наблюдения за строительством универсальных атомных ледоколов, «Атомфлот»
Олег Малик, руководитель группы оперативного управления флотом, «Атомфлот»
Дмитрий Матвиишин, начальник отдела финансово-экономического планирования, «Росатом»
Мария Полетаева, начальник сметного отдела, Гидрографическое предприятие
Юрий Фадеев, главный конструктор РУ ВВР, ОКБМ
Стратегический объект
Аэропорт Арзамас-Миус появился еще в советское время: воздушное сообщение с Москвой было необходимо, так как только авиация могла оперативно добраться в глушь мордовских лесов к только закладывающемуся КБ-11. Воздушные суда перевозили специалистов и грузы в Семипалатинск, на Новую Землю, Камчатку, Дальний Восток. Даже молоко в ЗАТО доставляли воздушным путем.
Весной 2018 года началась масштабная реконструкция стратегически важного для Сарова объекта. Подрядчиком стала компания «Саровгидромонтаж». К концу 2019 года на территории обновилась взлетно-посадочная полоса, построили восемь сооружений управления воздушным движением, оснащенных передовым оборудованием обеспечения полетов днем и ночью, в любых метеоусловиях. Аэропорт теперь может принимать любые воздушные суда, в том числе и тяжелого класса.
Название аэропорта сократилось до Миус. Загадочная аббревиатура означает четырехбуквенный индекс, который был присвоен аэропорту Арзамаса во время Великой Отечественной войны. Воздушная гавань будет использоваться для обеспечения работы авиации МЧС, выполнения задач ядерного центра и гражданского сообщения с Москвой и Нижним Новгородом. «Казалось бы, такая простая вещь, которую не могли сделать долгие годы. Аэропорт в Сарове — не просто аэропорт, это решение глобальной стратегии развития «Большого Сарова» (в рамках проекта будут открыты Национальный центр физики и математики и филиал МГУ им. Ломоносова. — «СР»)», — подчеркнул Сергей Кириенко.
Движение профессионалов
Премией главы наблюдательного совета отмечен и вклад «Росатома» в победу России на чемпионате WorldSkills Kazan — 2019. «Будущее — это всегда люди, — подчеркнул Сергей Кириенко. — Всего несколько лет назад в России появилось движение WorldSkills, и «Росатом» сразу в него включился. Мы мечтали, что когданибудь наши представители тоже выйдут на чемпионаты Европы и мира и возьмут медали. Это было бы уже очень круто, потому что конкуренты десятками лет соревновались, имели опыт. И вот в 2019 году мировой чемпионат прошел в России. Россия заняла первое место, из 11 медалей три обеспечила команда «Росатома».
WorldSkills — это не только соревнования. Это возможность укрепить авторитет бренда среди школьников, студентов и профессионалов России и мира. Так, WorldSkills Kazan посетили более 270 тыс. человек. Навыки, полученные участниками и экспертами в разных странах при подготовке к чемпионату, легли в основу программ подготовки кадров в опорных колледжах и 14 отраслевых центрах компетенций. Сборная «Росатома» включилась в развитие движения юниоров AtomSkills, охватывающего более 1,5 тыс. школьников, отраслевого сообщества экспертов. Результаты участия в чемпионате будут тиражироваться и на международном рынке: кейс «Росатома» вошел в мировую базу лучших практик по подготовке кадров.
КОМАНДА
Михаил Афанасьев, руководитель управления по разработке государственной единой облачной платформы, «Консист-ОС»
Гульнара Биккулова, заместитель гендиректора, директор блока международных инициатив и партнерств, Академия «Росатома»
Артур Гареев, заместитель директора по науке и инновациям, «НИИграфит»
Дина Калинина, руководитель направления управления развития персонала, «Атомэнергомаш»
Анна Ломасова, руководитель отдела организации чемпионатов, Академия «Росатома»
Никита Норкин, инженер-электроник, «Маяк»
Алексей Пономаренко, директор блока инженерных компетенций, Академия «Росатома»
Михаил Похлебаев, гендиректор «Маяка»
Владислав Розов, инженер отдела полимерных композиционных материалов, «НИИграфит»
Дмитрий Титов, ведущий специалист, «Консист-ОС»
Салават Юсупов, слесарь по КИПиА, «Маяк»
Спасибо добровольцам
Награду получили борцы с COVID-19 — и волонтеры, и эксперты ПСР. «В пандемию «Росатом» показал очень важный пример солидарности, который воодушевлял людей,— отметил Сергей Кириенко.— Это ребята, которые работали в красных зонах больниц вместе с врачами, которые работали в скорой помощи. Приведу только пару фактов. Благодаря пээсэрщикам, особенно в первые месяцы, время простоя машины скорой помощи, когда она привозила заболевшего коронавирусом человека в больницу, сократилось с девяти часов до 15 минут. А время ожидания пациента в приемном покое — с 30 минут до трех».
Проекты, направленные на более эффективную работу по приему больных COVID-19, были развернуты в медицинских учреждениях Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и других городах в 14 регионах.
КОМАНДА
Никита Андрюшкевич, руководитель проекта, АО «ПСР»
Николай Антонов, заместитель директора по развитию ПСР, директор программы, «Росатом»
Константин Грабельников, директор проекта проектного офиса по программе развития производственных систем в отрасли, «Росатом»
Наталья Дубровская, руководитель проекта, АО «ПСР»
Ирина Иващенко, заместитель гендиректора, директор блока управленческих программ развития, Академия «Росатома»
Сергей Ильин, директор проекта, АО «ПСР»
Алексей Краснобаев, директор программы по развитию ПСР в производственных и бизнес-процессах, АСЭ
Александр Курников, директор программы «Повышение производственной эффективности», АО «ПСР»
Алексей Мещеряков, директор проекта, АО «ПСР»
Кирилл Прохоренков, руководитель проекта, АО «ПСР»
Дмитрий Репьев, руководитель проекта, АО «ПСР»
Иван Штригель, руководитель проекта проектного офиса по программе развития производственных систем в отрасли, «Росатом»