«Русбурмаш» начал инженерно-геологические изыскания для строительства Баимского ГОКа
«Русбурмаш» выполнит инженерно-технические изыскания для строительства дороги к будущему Баимскому горно-обогатительному комбинату. На место работы перебрасывают буровые установки, приспособленные к условиям Крайнего Севера. В планах компании — увеличить количество заказов в Арктике, потенциально богатой на месторождения.
Дорогу длиной 400 км от порта на мысе Наглейнын к золото-медному месторождению Песчанка, ресурсной базе Баимского ГОКа, планируют строить через Билибино. Вдоль дороги протянут и линию электропередачи. Горнодобывающая компания «Баимская» (входит в группу KAZ Minerals) ведет переговоры с «Росатомом» об использовании в качестве генерирующего объекта нескольких плавучих блоков с ядерными установками.
Контракт на бурение «Русбурмаш» получил благодаря хорошей технической оснащенности. Компания приобрела три буровых станка на гусеничных вездеходах — как раз для Чукотки, где зимой бывают холода до –40 °C, а летом грунт превращается в кашу. В ней техника на колесах вязнет и даже тонет. «Как показал наш опыт на Павловском, другое оборудование на Крайнем Севере не справляется. И получилось удачно: мы буровые заказали, а примерно через месяц появился контракт для Баимского. Там уже знали о станках, поэтому нас и предпочли», — комментирует заместитель гендиректора «Русбурмаша» по развитию Глеб Носырев. Кроме того, в отличие от буровых на санях, которые используют некоторые компании, гусеничные всесезонны. А в отличие от буровых, которые перевозят бульдозерами, — самоходны. «Если сломается бульдозер, буровые встанут. Нам же надо постоянно и без задержек перемещать оборудование», — объясняет Глеб Носырев.
Всего будут задействованы четыре буровых станка: три на гусеничном ходу, один на колесном. Привезти тяжелое оборудование в Арктику — целая эпопея. Весной в Билибино доставили первый станок и девять контейнеров с запчастями, топливом и всем остальным, что необходимо для работы. «Мы почти через всю Чукотку пройдем, грунты разные, — продолжает Глеб Носырев. — Есть и скала, и галечники, и дисперсные грунты, поэтому берем с собой много бурового инструмента, запчастей. Там ведь как: если какого-то болта нет, то его на сотни километров вокруг нет. Только самолетом доставлять».
Первый станок везли через Якутию. Едва успели: зимник (проложенная по снегу дорога, пользоваться которой можно только в холодное время года) от поселка Нижний Бестях был открыт меньше месяца. И до Билибина, откуда стартуют работы, довезли накануне закрытия зимника. Три других станка и снаряжение привезут летом. Маршрут пока продумывают: из Читы по Лене, Колыме или через Певек.
Во время работ база буровиков будет двигаться за станками: как только они удалятся больше чем на 20 км, база тоже переедет. Сначала выполнят работы на участке от Билибина до порта, потом вернутся и будут бурить между Билибином и Песчанкой. Посчитали, что так проще и экономичнее, чем делать две базы и делить станки между сегментами будущей дороги.
«Арктические» особенности есть и в работе с керном — образцами горных пород для изучения. Керн может выйти вместе с мерзлотой, и на воздухе она начнет таять, а керн — разваливаться. Поэтому часть проб геологи сразу описывают, часть — замораживают и вывозят в холодильниках в лабораторию.
Конечная цель работ для Баимского — собрать информацию о строении и составе пород для проекта дороги. Тогда станет понятно, сколько и как отсыпать подушку, чтобы дорога не просела, какой длины делать опоры моста, снимать ли грунт или проще провести путь по горке. Предполагается, что работы продлятся до конца года.
В «Русбурмаше» надеются, что сотрудничество с ГДК «Баимская» продолжится. Да и в целом спрос на услуги компании в Арктике и на Дальнем Востоке растет. Планируется купить еще несколько гусеничных буровых и использовать их для работ на Павловском и Кючусе.
Павловское — это свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле, которое развивает АРМЗ. В 2020 году «Русбурмаш» провел там заверочное бурение, которое легло в основу подсчета ресурсов. Кючус — золоторудное месторождение в Якутии, находится в нераспределенном фонде. Роснедра планируют выставить его на аукцион. Местные власти одобрили строительство малой АЭС в Усть-Янском улусе. Одним из двух вариантов сбыта электроэнергии может стать рудник на Кючусе.
СПРАВКА
Золотомедное месторождение Песчанка, на базе которого будет строиться Баимский ГОК, расположено на Чукотке. Казахстанская группа KAZ Minerals — его единственный владелец. Предполагаемая производственная мощность — 70 млн т руды в год с выпуском 470 тыс. т медного эквивалента (включает в себя медь и другие полезные компоненты месторождения) в первые годы эксплуатации. Предполагаемый срок работы рудника — 20 лет с потенциалом продления еще на пять. По плану производство стартует в конце 2027 года. Капзатраты предварительно оцениваются в 8 млрд долларов. Итоговая сумма зависит от стоимости инфраструктуры для проекта. KAZ Minerals готова оплатить часть этих затрат. Кандидатуры других инвесторов обсуждаются.