«У нас о Сахарове вспоминает сам Сахаров. И только так»: Роман Супер рассказал о фильме, посвященном ученому
К 100-летию со дня рождения Андрея Сахарова приурочен выход картины Романа Супера и Ивана Проскурякова «Сахаров. Две жизни». Ее создатели называют академика супергероем XX века. О новаторских технологиях фильма, о Чулпан Хаматовой в роли Совести и о том, почему картину стоит посмотреть каждому, Роман Супер рассказал «СР».
— Вы говорили, что формат фильма экспериментальный.
— Да, настолько, что назвать его одним словом не получится. Это большая свадьба художественного кино, документального кино и театрального искусства. Главного героя играет актер, но при этом весь текст у него не придуман, а взят из воспоминаний Сахарова, то есть строго документальный. И происходит все не в натурных декорациях, а в театральном пространстве.
Почему решили хулиганить с формой? Да потому что сама судьба героя диктует авангардный подход. Потому что Сахаров был визионером. Он — про будущее, про новое и неизведанное, про то, что до него никто не делал. Нам показалось важным пойти за своим героем.
— Где проходили съемки?
— В Москве, в павильоне. Мы построили и московскую квартиру Сахарова, и номер гостиницы «Пекин», где академика вербовали спецслужбы, и квартиру в Горьком, где Сахаров просидел в ссылке почти семь лет, и секретную лабораторию в Сарове. То есть мы избавили себя от сложных и очень дорогих экспедиций в поисках подходящих объектов. Особых сложностей с декорациями не было. Сложно было освоить новую для нас технологию виртуального продакшена, которая должна была помочь декорациям создать невероятный мир Сахарова.
— Вы об ARFX-съемке? Расскажите, что это такое.
— Представьте, предметные декорации из фанеры и ткани стоят на переднем плане, в них существует киногерой. Но есть второй план, на котором расположен гигантский плазменный телевизор. И в нем с помощью компьютерной графики можно нарисовать любой нужный вам мир. Этот мир может быть логичным продолжением переднего плана, а может с ним конфликтовать. В общем, возможности безграничные. Мы решили, что визионер Сахаров заслуживает безграничных возможностей.
ARFX-съемка, например, была основным производственным движком при создании фильма «Мандалорец». Ее используют богатые рекламные агентства, чтобы снимать ролики про «мерседесы» и «бентли». Эту технологию до нас в российском кинематографе так детально и в таких объемах никто никогда не применял.
— Где вы искали материалы о Сахарове?
— Смею предположить, что я прочитал все книги о Сахарове, которые выходили на русском языке. И конечно, все книги, которые академик написал сам. Собственно, из его мемуаров сценарий и состоит. Это осознанный, нарочный мой выбор: сценарий должен быть исключительно документальным. Что Сахаров писал или говорил, то мы и показываем. Никаких журналистских интерпретаций в фактуре нет. Зато художественных интерпретаций много в визуальной части фильма. За них отвечает режиссер Иван Проскуряков, человек богатой визуальной культуры. Ванина роль в этом фильме заключалась и в том, чтобы создать конфликт между документальной фактурой, предметным и графическим мирами.
— Встречались ли вы с родными академика?
— Нет. Наш фильм не основан на воспоминаниях родственников, друзей, приятелей, любовниц, начальников, врагов. У нас нет ни одного интервью. Мы хотели уйти от говорящих голов и от жанра «каким он парнем был». У нас о Сахарове вспоминает сам Сахаров. И только так.
— Но вы общались с кем-то из атомщиков?
— Вообще, корни этого фильма уходят в мое общение с «Росатомом». Много лет назад мы с Леонидом Парфеновым намеревались сделать кино о советском атомном проекте. Я много времени проводил тогда в «Росатоме», разговаривал с ветеранами, смотрел документы, фото, видеохронику. И тема эта мне очень, что называется, зашла. Фильм тогда забуксовал, производства не случилось. Но все это не ушло в песок и спустя годы здорово пригодилось. Я «Росатому» очень благодарен за тот опыт и знания, что успел схватить.
— Сахарова играет Алексей Усольцев. Вы сразу видели его в этой роли?
— У нас с этим связана трагичная история. Академика Сахарова мы предложили сыграть великому русскому артисту Борису Плотникову. Я ему отправил сценарий, договорились, что он прочитает и мы созвонимся. Созвонились, ему все понравилось. А через две недели он умер от коронавируса. Мы стали искать замену. Лешу Усольцева предложил попробовать наш оператор-постановщик Миша Оркин. И первых проб хватило, чтобы понять, что Усольцев — гений. Сахаров XXI века.
— Чулпан Хаматова играет Совесть. В чем заключается ее роль?
— Наше кино диалоговое. 120 минут главный герой отвечает на вопросы внезапно возникающего из ниоткуда голоса. Сахаров рассказывает про весь свой жизненный путь, от первых до последних дней. Получается такое странное интервью с дерзким интервьюером. Только интервьюер этот — не журналист, как может показаться зрителю. Перед финальными титрами мы раскрываем карты: Сахаров разговаривал сам с собой, с совестью. Ведь когда человек по-настоящему честен? Уж точно не с журналистами, а когда остается наедине с собой.
— Если ваш сын спросит, о чем этот фильм, что вы ему ответите?
— Что это фильм о мученике, который был нужен всему миру, который уберег планету от ядерной войны и подвергся страшным, нечеловеческим испытаниям в собственной стране.
— Кто спонсор фильма?
— Кинопродюсер Игорь Мишин, вице-президент МТС по развитию медиабизнеса, увидел мой пост в Facebook про Сахарова и предложил сделать кино. Он понял, что мне этот герой небезразличен, а у самого Игоря уже были попытки экранизировать биографию академика. То есть наши желания совпали. И вот премьера на носу. Фильм выходит в онлайн-кинотеатре kion.ru, который был создан на базе МТС.
— Почему всем надо посмотреть этот фильм?
— Потому что мы должны знать о своих героях чуть-чуть больше. Так мы понимаем чуть больше и о своей стране. И о себе.