Из туристической палатки к ракетным двигателям: путь Елены Ромадовой

Как сегодня развивается область знаний, занимающаяся движением космических аппаратов, когда главный конструктор космических ядерных установок НИКИЭТ заинтересовалась космосом и чему она учит молодых коллег, Елена Ромадова рассказала в интервью «СР». Советы всем, кому интересен богатый опыт, — ​бонусом.

— Елена Леонардовна, откуда у вас интерес к космосу?

— Я родилась в период между запуском первого спутника и первым полетом человека в космос. Это время было окрашено романтикой космических путешествий. Как и большинство советских детей, я зачитывалась фантастическими романами и следила за полетами всех наших космонавтов. Но связывать свою будущую профессию с космосом не планировала. До пятого класса хотела быть театральным режиссером. А потом на летних каникулах мы поехали с родителями на Черное море. И в один дождливый день, меня, 10-летнюю девочку, пригласили к себе в палатку два физика: один — из Курчатовского института, второй — с кафедры Э-8 «Плазменные энергетические установки» МВТУ имени Н.Э. Баумана. Оба — соратники Льва Андреевича Арцимовича, основоположника физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза. Они мне открыли интереснейший мир науки и техники, рассказав о «проблеме №1» на тот период — создании термоядерного реактора. Так я загорелась физикой. Театр был забыт. Я закончила физико-математический класс с мечтой поступить в МВТУ им. Баумана.

— Поступили?

— Не сразу. По семейным обстоятельствам я начала учебу в другом институте, а в МВТУ перевелась на второй курс. При переводе принимали только на кафедру Э-7 «Ядерные энергетические установки», причем именно в группу по специализации «космические ядерные установки». Руководителем проектов у меня стал Борис Иванович Каторгин — выдающийся ученый и конструктор, ныне академик РАН, лауреат премии «Глобальная энергия». Он ввел меня в разработку ядерных ракетных двигателей (ЯРД). Это была очень красивая идея, воплощенная в конструкции, которая существовала не только в виде чертежей, но и прошла комплекс наземных испытаний в рамках советской программы ЯРД. Я всерьез увлеклась этой темой. И до настоящего времени она является одной из приоритетных в моей жизни.

— Как вы оказались в НИКИЭТ?

— После окончания института меня распределили в НИИАР, где в течение 15 лет я набиралась практического опыта конструирования, изготовления и испытаний изделий для атомной отрасли. Именно в НИИАР прошло мое становление как конструктора. Занималась созданием устройств для повышения безопасности быстрых натриевых реакторов. Там же защитила кандидатскую диссертацию. Начала сотрудничать с РКК «Энергия» по разработке и изготовлению литиевого петлевого канала для испытаний сепаратора термоэмиссионной ядерной энергетической установки.

Еще будучи сотрудником НИИАР, я вошла в состав межведомственной рабочей группы по проектированию космических ядерных энергетических установок (ЯЭУ). В эту рабочую группу входили разработчики разных типов ЯЭУ: с прямым и с турбомашинным преобразованием энергии, разработчики ядерного ракетного двигателя (специалисты РКК «Энергия», КБХА, НИКИЭТ, «Красной Звезды», ФЭИ, НПО «Луч», Курчатовского института).

Так как я исторически тяготела к разработке ядерного ракетного двигателя, главным конструктором которого в то время был НИКИЭТ, в 1999-м я перевелась из НИИАР в НИКИЭТ и начала работать под руководством главного конструктора космических ЯЭУ Владимира Петровича Сметанникова и начальника отдела Вячеслава Дмитриевича Колганова. В НИКИЭТ прошла путь от старшего научного сотрудника до директора отделения — главного конструктора космических ЯЭУ.

— Кто были вашими учителями в космической тематике?

— Их много. Некоторых я уже назвала — Каторгин, Сметанников, Колганов. А также Владимир Иванович Солонин, который, когда я училась, был заместителем завкафедры Э-7. Возглавлял ее тогда Николай Антонович Доллежаль. В НИИАР моими учителями стали главный инженер реактора БОР-60 Анатолий Семенович Корольков, главный инженер БН-600 Николай Николаевич Ошканов. А начальники стендов Виктор Тихонович Комаров, Александр Михайлович Малышев и профессионалы высочайшего уровня рабочих специальностей научили меня «любить и понимать железо». Без этих качеств невозможно стать настоящим конструктором. Я вообще учусь всю жизнь. Каждый неординарный человек и профессионал своего дела внес свою лепту в становление меня как конструктора. Хочется отметить Владимира Александровича Шишкина, Анатолия Сазоновича Коротеева, Николая Николаевича Пономарева-Степного, Юрия Григорьевича Драгунова, Евгения Константиновича Дьякова, Юрия Ивановича Орлова, Федора Алексеевича Козлова и многих-многих других.

— Какими научными темами интересуетесь? За работами каких ученых следите?

— Внимательно слежу за работами в области технологии создания высокотемпературных материалов. При создании космических ЯЭУ одним из актуальнейших вопросов является создание изделий, работающих при очень высоких температурах. Например, температура газа на входе в турбину составляет 1500 К. Пока это проблема. Очень интересны работы в этой области АО «Композит», возглавляемые главным металлургом Виктором Николаевичем Бутримом.

Еще одно интересное направление — аддитивные технологии. Но применительно к разрабатываемым нами изделиям мы еще находимся на начальном пути. Естественно, слежу за разработкой высокотемпературных топливных композиций, за результатами испытаний турбокомпрессоров – генераторов.

— А вы сами кого и чему учите?

— Я научный руководитель нескольких молодых инженеров – конструкторов. Сейчас в моем подчинении находятся четыре отдела, которые возглавляют перспективные ребята. Учу конструкторов прежде всего думать. Относиться к конструкции, как композитор к своей музыке или художник к своей картине. Конструкция становится «красивой», когда ее можно изготовить и она будет работоспособна в соответствии с теми требованиями, которые к ней были предъявлены. Не люблю фэнтези ради отчетности, не терплю тупости и посредственности.

— В каких направлениях сейчас развивается изучение движения космических аппаратов?

— Для исследования планет Солнечной системы в настоящее время рассматривается линейка ракетных двигателей. Ядерная энергетика в этой линейке может быть использована только для двух типов двигателей. Это ядерные ракетные двигатели и электроракетные двигатели. В ядерных ракетных двигателях рабочее тело (водород) нагревается в активной зоне реактора и выбрасывается через сопло, создавая реактивную тягу. Такие двигатели интересны прежде всего для осуществления полета на Марс. В настоящее время рассматриваются твердофазные ядерные ракетные двигатели, экспериментальное исследование которых проводилось в США и СССР в 1950–1980 годы.

Для осуществления лунной программы рассматриваются электроракетные двигатели, источником электроэнергии для которых могут служить ядерные энергетические установки. В настоящее время под руководством «Росатома» НИКИЭТ как главный конструктор занимается разработкой ЯЭУ двух типов ─ с прямым и турбомашинным способом преобразования энергии. На базе таких установок также могут быть созданы напланетные станции для энергообеспечения лунной базы. Научным руководителем проектов традиционно является НИЦ «Курчатовский институт».

— Как вы структурируете свое время, чтобы все успевать?

— Времени катастрофически не хватает. Каждое утро я начинаю с разработки плана работ на день. Для расстановки приоритетов использую матрицу Эйзенхауэра с разделением задач на срочные и важные, не срочные и важные, срочные и не важные, не срочные и не важные. Далее участвую в оперативках с руководством, провожу оперативки с подчиненными. Стараюсь работать, придерживаясь составленного плана с учетом корректив, которые вносит рабочий процесс. Вечером работаю с почтой.

Чтобы все успевать, стараюсь заниматься спортом. Спорт для меня как зарядное устройство. Люблю горные лыжи, яхтинг. По возможности пытаюсь не забывать теннис и фитнес. Кроме спорта иногда рисую, немного играю на гитаре и фортепиано. По-прежнему люблю театр.

— Дайте несколько советов, которые помогут молодым сотрудникам в работе и жизни.

— Конструктор должен не только уметь чертить, но и глубоко разбираться в физике, теплофизике, динамике, вопросах материаловедения и прочности, алгоритмах управления работы создаваемой им установки.

Конструктор — это созидатель. Он должен сопровождать создаваемое им изделие на всех этапах жизненного цикла: проектирование, изготовление, испытания, функционирование в заданных условиях. Нет большего счастья для конструктора, чем увидеть свою разработку в работающем «железе».

Учитесь: читайте, общайтесь с коллегами и представителями смежных профессий, участвуйте в семинарах и конференциях. Повышайте свою квалификацию и защищайте диссертации.

Не замыкайтесь на работе. Любите жизнь во всех ее проявлениях. Увлечения, хобби сделают вашу жизнь богаче и прекраснее.

— Какая метафора была бы квинтэссенцией вашей работы?

— Вместо метафоры я лучше приведу цитату из выступления Николая Доллежаля на 20-летии кафедры Э-7: «В наше время одной из наиболее творческих профессий является инженерно-конструкторская. Роль конструктора не только в том, что он создает новые машины, приборы. Конструктор первый наталкивается на пробелы в науке, он первый обнаруживает необходимость постановки научного исследования или эксперимента. Именно конструктор может сформулировать цель исследования, экономически обосновать его необходимость. Это обязывает конструктора, инженера постоянно совершенствовать свои знания, расширять свой научный кругозор. Сегодня это крайне необходимо». Комментарии здесь излишни. Так работали, работаем и будем работать.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: