Как «Атомфлот» проводит суда по Севморпути без ледоколов

С прошлого года «Атомфлот» оказывает новую услугу — проводку судов по Севморпути без сопровождения ледокола. Первый заместитель гендиректора, директор по судоходству «Атомфлота» Леонид Ирлица объяснил, какие изменения в работе Штаба морских операций позволили это сделать, чем будет хорош умный ледокол и почему робот никогда не заменит матроса Васю.
Послойная информация
— Осенью 2020 года заработал обновленный Штаб морских операций. Расскажите о нем.
— Штаб раньше обеспечивал лишь собственные нужды «Атомфлота». Теперь новый уровень — управление всем арктическим судоходством. На основании гидрометеоинформации мы выдаем рекомендации для всех судов в акватории СМП. Штат штаба — 15 человек.
— Штаб выдает разрешения на проход по Севморпути?
— Нет, этим занимается администрация Севморпути, которая подчиняется Минтрансу. Штаб уполномочен согласовывать проход судов. Например, если судно легкого ледового класса, а мы знаем, что на маршруте тяжелые ледовые условия, то проход не согласуем.
— Теперь работа штаба базируется на автоматизированной системе управления?
— Да, АСУ разработала для «Атомфлота» российская ИТ-компания «Научный логистический центр». Получился эффективный инструмент организации судоходства, мониторинга ледовой и навигационной обстановки, сбора и анализа гидрометеорологических данных. В промышленную эксплуатацию система введена в августе 2020 года.
Наша АСУ получает информацию от спутников и экипажей ледоколов. На рабочем экране информация представляется послойно. Базовый слой — географический, карта Арктической зоны России. Здесь названия портов, информация об их работе, контакты. Следующим слоем визуализируются погодные условия: ветер, высота волны, ледовая обстановка и т. д. Анализируя эту информацию, оператор выдает рекомендации судам для выстраивания оптимальных маршрутов.
Суда на рабочем экране обозначены разноцветными значками. Зеленый — скорость более 8 узлов, желтый — 4–8 узлов. Красный — меньше 4 узлов: необходимо срочно выяснить, в чем причина снижения хода. Система может предоставить карточку каждого судна с его техническими параметрами: куда и по какому маршруту идет, какие разрешения получены, фамилию и телефон капитана.
Ледокол с интеллектом
— Будете развивать систему управления?
— Да, планируем подключить искусственный интеллект и создать электронного помощника, который будет быстро обрабатывать массивы информации и выстраивать оптимальные маршруты.
— Когда появится этот электронный помощник?
— На это мы отвели себе два года. В 2023 году планируется запуск первой линии проекта «Арктик СПГ-2», к тому времени построят 15 танкеров-газовозов ледового класса. Штабу придется обрабатывать огромный объем информации, электронный помощник будет кстати.
Сейчас «Атомфлот» готовит техническое задание для развития АСУ. В перспективе на каждое судно, проходящее по акватории Севморпути, будет устанавливаться бортовой измерительный комплекс для оцифровки ледовой и метеоинформации. Для изучения ледовых условий планируется установить камеры на носу, корме и по бортам. Данные от всех судов будут стекаться в штаб в режиме онлайн.
Сейчас информацию о том, что происходит вокруг судна, мы получаем от капитана, который два раза в сутки передает диспетчерские сообщения. За ледовой обстановкой наблюдают члены экипажа — вахтенные помощники, вооруженные биноклями и радарами.
— Появление электронного помощника можно считать первым шагом к безэкипажному судоходству?
— Нет. Безэкипажного судоходства в Арктике не ждите. Без человека судно на Севере далеко не уйдет. Вот если объектив камеры на борту залепит снегом в метель, то кто его почистит?
— Робот.
— Какой робот? Вася? Не верю я в робота Васю. А вот если матрос Вася придет и почистит — другое дело.
Даже льда не увидели
— Сколько судов уже воспользовались услугой информационно-навигационного сопровождения по Севморпути без ледокола?
— За летне-осеннюю навигацию прошлого года штаб выполнил 11 проводок без ледокольного обеспечения. Суда шли под флагами России, Панамы, Маршалловых Островов и Мальты. Восемь из них — транзит из Европы в Азию и обратно. Маршруты построили так удачно, что некоторые суда даже льда не увидели.
— Какие суда допускаются к проводке без ледокола?
— С 1 июля по 15 ноября к самостоятельному плаванию допускаются суда класса Ice 1–3 при легком типе ледовых условий, при отсутствии льда — суда без ледового класса. Для судов без ледового класса и класса Ice 1–3 плавание в акватории Северного морского пути с 16 ноября по 30 июня запрещено.