Вторая жизнь субмарин «Наутилус», «Храбрый», «Грозный» и «Великий поход»

Мы уже писали, что в Кронштадте должен открыться замечательный музей — ​первой отечественной атомной подлодки К‑3 «Ленинский комсомол». Ее перевезут с Севера, где она отслужила больше 30 лет. Музеев-субмарин в мире сейчас четыре: в США, Великобритании, Франции и Китае.

Началось с «Наутилуса»

Американцы вообще трепетно относятся к национальному историко-техническому наследию. С 1986 года на базе ВМС в Гротоне, штат Коннектикут, принимает посетителей первая в мире атомная подводная лодка (и первое судно с ядерной энергетической установкой). SSN‑571 Nautilus была построена в 1954 году в Гротоне на верфи компании Electric Boat. Имя получила не в честь фантастической субмарины капитана Немо, а в память о подлодке с мускульным ходом, испытанной в 1800 году во французском Гавре выдающимся американским инженером Робертом Фултоном. У атомного «Наутилуса», прослужившего четверть века, богатая биография: походы к Северному полюсу, операции в Северной Атлантике, Чукотском и Средиземном морях, участие в Карибском кризисе. Сейчас мемориальный корабль — ​часть Библиотеки и музея подводных сил. Особенность экспозиции в отсеках — ​манекены, весьма живо изображающие экипаж на боевых постах и в каютах.

Nautilus, первая в мире атомная подлодка, в 1982 году объявлена национальным историческим памятником США
В доке Девонпорта

На крупнейшей военно-морской базе Великобритании Девонпорт на границе графств Девон и Корнуолл находится атомная торпедная подлодка Королевского флота S50 Courageous («Храбрый») типа Сhurchill. Она построена в 1971 году на верфи Vickers Shipbuilding. Главной операционной зоной Courageous определили Северную Атлантику на рубежах выхода советских подводных лодок из Баренцева моря. Эта АПЛ участвовала в войне против Аргентины из-за Фолклендских островов в 1982 году, бывала в Средиземном море и Тихом океане. Исключили Courageous из состава флота в 1992-м и стараниями Исторической ассоциации в 2002 году преобразовали в музей, для этих целей база Девонпорт выделила док № 3. Недавно лодка прошла реновацию, но, увы, пока закрыта для посетителей из-за ­пандемии.

Французский «стратег»

Подводный стратегический ракетоносец S611 Le Redoutable («Грозный») 1971 года рождения — ​первый во Франции атомный корабль, головной в серии из шести единиц. Построен в Шербуре на верфи Direction des Constructions Navales. Главным оружием изначально были 16 баллистических ракет М1 с дальностью стрельбы порядка 3 тыс. км. Каждая ракета несла ядерный моноблок MR‑41 мощностью 500 кт. Le Redoutable, в последующем перевооруженная более современными ракетами, 51 раз выходила на патрулирование в Норвежское и Баренцево моря, держа на мушке среди прочих целей Москву. В 1992 году АПЛ демобилизовали и решили превратить в часть научно-культурного центра Cité de la Mer («Город у моря»). Интересно, что вместо вырезанного реакторного отсека в нее вмонтировали секцию с чистым, не загружавшимся ядерным топливом реактором с другой атомной подлодки, снятой со строительства. Для Le Redoutable в Шербуре соорудили сухой док, где она и принимает посетителей.

На YouTube есть несколько хороших съемок Le Redoutable изнутри — ​каюты, трубопроводы, машинное отделение
Китайцы не отстают

С 2017 года в Циндао (провинция Шаньдун) в Музее военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая экспонируется первая построенная в КНР ­атомная подлодка «Чанчжэн‑1» («­Великий поход») проекта 091 (тип «Хань», как называют серию из пяти таких ­субмарин на Западе). ­Построили эту весьма шумную торпедную лодку при французской технической помощи и с немалыми трудностями в 1974 году, а вывели из боевого состава в 2013-м.


КСТАТИ

Преобразование в музеи атомных подводных лодок и их содержание — ​дело затратное. Более бюджетный вариант мемориалов — ​рубки. Например, в Обнинске установлена рубка атомной торпедной подлодки К‑14 проекта 627А (серийная версия первой К‑3 проекта 627). Эта АПЛ несла службу в 1959–1990 годы, на ее счету первая в атомных подводных силах ВМФ СССР автономка к экватору (1960), подледный переход из Баренцева моря в Тихий океан (1966). Тогда моряки получили задачу отыскать дрейфующую станцию СП‑15 (заболел один из участников экспедиции), лодка 19 раз всплывала в районе Северного полюса.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: