Академик РАН Георгий Рыкованов о «Спутнике V»: «Первую прививку не заметил»

Академик РАН Георгий Рыкованов, научный руководитель РФЯЦ-ВНИИТФ, осенью привился «Спутником V». Результаты анализов на антитела подтвердили наличие иммунитета. Он рассказал, почему решил вакцинироваться и как перенес прививку.

Прививаться или нет — ​личное дело каждого. Расскажу о мотивах, которые стимулировали меня принять решение о вакцинации. В апреле прошлого года мы занимались моделированием развития эпидемии. Пришлось много общаться с вирусологами и эпидемиологами. Уже по первым данным было очевидно, что эта эпидемия существенно серьезнее, чем те, которые проходят ежегодно. Стало понятно, что при моем образе жизни, который состоит в основном из встреч, заседаний, обсуждений, причем не только в институте, но и в Москве, я рано или поздно заболею.

Мы плотно работали с Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи, который создавал российскую вакцину «Спутник V». Разработчики полностью уверены в ее безопасности. Часть из них тоже привились, в том числе и директор НИЦЭМ. Последствия болезни иногда очень серьезные, в частности потеря некоторых функций зрения и ухудшение когнитивных способностей. К сожалению, коронавирус уже унес жизни нескольких моих коллег из Академии наук.

Первую прививку я просто не заметил. Через сутки после введения второго компонента к вечеру поднялась температура до 38,5 °C. Утром она была уже 36,5 °C. Вот и все симптомы, которые были у меня после вакцинации. Затем я сдал в НИЦЭМ расширенные анализы: на Т-клеточный иммунитет и на антитела. Т-клеточный иммунитет — ​это долгосрочный иммунитет, который защитит от заболевания коронавирусной инфекцией или тяжелого течения болезни.

Для полной гарантии того, что вы не заболеете, еще должны образоваться антитела, которые являются полезными. Например, часть антитела класса IgG бесполезны для борьбы с коронавирусной инфекцией. Есть версия, пока не до конца подтвержденная, что у переболевших коронавирусом иммунитет исчезает через шесть-семь месяцев. Гамалеевцы говорят, что антитела после прививки защитят минимум на год. Но Т-клеточный иммунитет останется на всю жизнь.

Сейчас появились новые штаммы вируса. По утверждениям специалистов ­исследовательского центра им. Гамалеи, британский штамм вируса прививка «берет», предотвращает заболевание. По южноафриканскому и бразильскому штаммам исследования пока не закончены.

Основная деятельность нашего ядерного центра связана с цепными реакциями. Эпидемия — ​по сути та же цепная реакция, только с более неопределенными свойствами и характеристиками, зависящими от поведения людей, соблюдения ограничений. У этих явлений есть одинаковая закономерность, которую мы хорошо изучили. Например, мы знаем, что ядерный взрыв прекращается, когда заметная часть делящегося материала выгорит, то есть когда уран‑235 превратится в осколки деления. То же самое и здесь. Мы должны понимать, что, согласно результатам моделирования эпидемии, она сама затухнет, когда иммунитет против коронавируса появится у 70–80 % жителей планеты. В любом другом случае мы не будем в безопасности: если гасить эпидемию локально, то, как только носитель вируса снова появится в популяции, все вновь начнет гореть.


Владимир Одинцов
Начальник службы федерального хранилища, ГХК

— Я привился одним из первых. И никаких сомнений, прививаться или нет, у меня не было. Ведь делаем же мы прививки от гриппа, от энцефалита. Что касается коронавируса, то я видел и то, как тяжело болеют мои коллеги, знакомые, и то, какие потом у многих из них возникают осложнения. Поэтому захотелось себя обезопасить и судьбу не испытывать. После первой прививки чувствую себя просто замечательно и никаких изменений в состоянии здоровья не вижу. И после второй я буду защищен, во всяком случае, ни тяжелое течение болезни, ни осложнения мне не грозят.


Виктор Черноталов
Старший электромонтер электрического цеха, Балаковская АЭС

— Пришел на вакцинацию с позитивным настроем. Это уже второй этап, первая прививка не дала никаких побочных эффектов, поэтому за здоровье не опасаюсь. Сама процедура стандартная, безболезненная. Понимаю, как важно предприятию остановить распространение коронавируса. Для обеспечения надежной работы атомной станции коллектив нужен здоровый.


rpt

Виктор Шаньшаров
Инженер-электроник учебно-тренировочного центра, Белоярская АЭС

— Привился уже обоими компонентами. Побочные эффекты были: температура, озноб, полночи не спал. Но они были всего одну ночь, так что можно пережить. Это гораздо лучше, чем болеть. Я потерял близкого человека, отсюда осознанное решение: бороться с этой заразой любыми доступными мне способами. Формирование коллективного иммунитета — ​важная составляющая этой борьбы. Нужно, чтобы привилось максимальное количество людей, только так мы сможем справиться. И тогда мы убережем людей со слабым здоровьем, имеющих хронические заболевания.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: