«Росатом» ликвидирует городские свалки и брошенные предприятия

«Нам нужна генеральная уборка», — эта фраза вице-премьера Виктории Абрамченко стала лейтмотивом форума «Чистая страна». «Росатом» первым взялся за уборку: ликвидирует многолетние городские свалки и брошенные предприятия. И это не разовые акции, а планомерная деятельность, которой должна заниматься новая отрасль. Осознавая масштаб задачи, «Росатом» уже готовит для нее специалистов и подыскивает лучшие практики.

«Генеральная уборка» входит в стратегию социально-экономического развития России до 2030 года, над которой работает правительство. В первую очередь необходимо ликвидировать 88 наиболее опасных объектов (брошенные собственниками предприятия, затопленные корабли) и 191 внутригородскую свалку.

Федеральный экологический оператор (ФЭО, предприятие «Росатома») работает на площадках «Усольехимпрома» и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (оба в Иркутской области), на полигоне токсичных промышленных отходов «Красный Бор» в Ленинградской области и на свалке в черте Челябинска. С завершением основного этапа рекультивации этой городской свалки, одной из крупнейших в Европе, уже на 30 % снизились выбросы в атмосферу: раньше выделялся свалочный газ, местами возникали возгорания. Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, который сам вырос в Челябинске и не понаслышке знает, чем дышали горожане, поблагодарил «Росатом» за работу.

Но надо не только убирать, но и перестать накапливать отходы. В России ежегодно их образуется порядка 8 млрд т, из них 350 тыс. т — ​отходы I и II классов опасности. Правительство планирует добиться того, чтобы значительная их часть перерабатывалась для повторного использования. Со следующего года в системе обращения с отходами I и II классов опасности вводятся новые правила: перерабатывать отходы будут либо их создатели — ​если у них есть собственные мощности, либо федеральный оператор. В рамках нацпроекта «Экология» ФЭО создает инфраструктуру: перепрофилирует четыре завода по уничтожению химоружия и готовится строить три новых в разных регионах. Также ФЭО ведет учет и контроль отходов I и II классов опасности. Тестирование проходит электронная государственная информационная система, ГИС ОПВК. В ней аккумулируются сведения о действующих предприятиях — ​создателях отходов, их объемах и т. д. Отслеживаться будет судьба всех отходов — ​от образования до конечного продукта переработки.

Экология — глобальная цель. «Росатом» двигается в русле общемировой климатической повестки. «Свою роль мы видим в том, чтобы производить как можно больше чистой энергии, которая позволяет сдерживать выбросы СО2 в атмосферу и бороться с изменениями климата, — ​отметил первый заместитель гендиректора госкорпорации, директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров. — ​Мы уверены, что у нас получится решить эту задачу (ликвидировать накопленный вред. — «СР»), и не будет необходимости в дальнейшем проводить ту самую генеральную уборку».

Чтобы выстроить полноценную систему переработки отходов в национальном масштабе, нужны деньги. Забота об окружающей среде, говорит вице-премьер Виктория Абрамченко, стоит дорого. Ликвидировать накопленное за много лет можно только за бюджетные средства, причем федеральные. У регионов и муниципалитетов на серьезные экологические проекты вроде того, что в Усолье-Сибирском, где потребовалось участие нескольких ведомств и «Росатома», денег нет, а собственники предприятия бросили.

Виктория Абрамченко предлагает сделать все экологические платежи «окрашенными» — ​они будут сразу получать целевое назначение, а не растворяться в бюджетном котле и только потом, по согласованию с ведомствами, перечисляться на федеральные экологические программы.

Ликвидировать отходы действующих предприятий должны их владельцы, считает Виктория Абрамченко: «Собственник должен за собой прибирать».

Для ликвидации накопленных отходов и создания замкнутой экономики, в которой отходы перерабатываются в полезное сырье, нужна инфраструктура. Во-первых, нормативная база. «В строительном кодексе нет норм, прописывающих, как выводить из эксплуатации промышленные предприятия, — ​посетовала Виктория Абрамченко. — ​Мы только сейчас подходим к этому «снаряду».

Второй компонент инфраструктуры — ​логистика. Если доставка отходов, которые собирают по всей стране, к местам переработки будет безумно дорогой, экономическая модель не сложится, констатирует Виктория Абрамченко. Например, «Норникель» будет улавливать соединения серы, производить серную кислоту, а из нее гипс. Но из-за стоимости доставки грузов из Заполярья будет не продавать его, а в лучшем случае закладывать в подземные выработки. Или просто складировать. «Это законы экономики и законы логистики. Пока решение такое. Если «Росатом» захочет вывезти у нас серную кислоту — ​велкам», — ​говорит вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев.

И главное: отрасль не заработает без людей. Но поскольку не было спроса, таких специалистов не было. «Росатом» уже озаботился этой проблемой — ​стал инициатором объединения образовательных и научных организаций в федеральный консорциум «Передовые экотехнологии». Удмуртский госуниверситет в следующем учебном году открывает новое направление магистратуры — ​«Промышленная экология». На форуме в консорциум вошел Томский госуниверситет. Сейчас в «Передовых экотехнологиях» 10 научных и образовательных организаций. В школах начался проект раннего профилирования школьников «Менделеевские классы» с углубленным изучением математики и химии.

Но один «Росатом» не может очистить всю страну. По предварительным оценкам, в России более 2 тыс. объектов, подлежащих ликвидации. Виктория Абрамченко предложила участникам форума создавать с нуля новую отрасль, опираясь на опыт и достижения «Росатома».


Рекультивация Челябинской городской свалки

17,5 млн м³ отходов

Результаты 2020 года

•   Переформировано свалочное тело.
•   Завершен монтаж металлоконструкций очистных сооружений.
•   Сделана армогрунтовая насыпь.
•   Начато устройство защитного экрана, систем сбора фильтрата, биогаза и поверхностных стоков.

Задачи 2021 года

•   Завершение монтажа оборудования для ­сбора и обезвреживания фильтрата и ­биогаза.
•   Завершение формирования защитного экрана и плодородного слоя для биологической рекультивации.
•   Благоустройство территории.


Рекультивация полигона «Красный Бор»

2,7 млн т отходов

Результаты 2020 года

•   Выполнены инженерные изыскания.
•   Разработана концепция ликвидации накопленного вреда. Получено одобрение институтов РАН.
•   Разработана проектная документация по устройству противофильтрационной ­защиты.

Задачи 2021 года

•   Разработка проектной документации по переработке содержимого открытых карт и рекультивации полигона.
•   Прохождение госэкспертиз.
•   Начало создания защитного эшелонированного экрана.


Рекультивация промышленной территории в Усолье-Сибирском

200 промобъектов
50 км коммуникаций

Результаты 2020 года

•   Выполнена противофильтрационная подземная защита Ангары.
•   Ликвидированы две наиболее опасные скважины.
•   Приведены в безопасное состояние 17 аварийных емкостей с токсичными веществами.
•   Ликвидирована наземная часть цеха ртутного электролиза.

Задачи 2021 года

•   Ликвидация 10 скважин.
•   Завершение демонтажа цеха ртутного электролиза.
•   Полная локализация нефтяной линзы, устройство очистных сооружений.
•   Разработка комплексного проекта рекультивации, прохождение экспертиз.


Рекультивация территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината

5,67 млн м³ отходов

Задачи 2021 года

•   Разработка проектной документации.
•   Прохождение общественных и государственных экспертиз проектной документации.
•   Комплекс первоочередных работ.

Основные задачи

•   Создание системы селезащиты.
•   Очистка надшламовых вод и щелокосодержащих стоков.
•   Снижение до V класса опасности отходов в 10 картах.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: