В 2021 году «Росатом» отправит на «Руппур» 2,2 тыс. рабочих. Их квалификацию проверят в специальном центре

Летом прошлого года на базе подмосковного парк-отеля «Ершово» открыли обсерватор. Там проходят карантин сотрудники дочерних строительных организаций инжинирингового дивизиона «Росатома» перед выездом на российские и зарубежные площадки. А чтобы время на карантине зря не терять, в 2021 году там же организовали центр для проверки знаний и навыков специалистов.

Без разряда не пройдешь

Оценка квалификации и подготовки строительно-монтажного персонала — ​сварщиков, тепломонтажников, монтажников железобетонных конструкций, арматурщиков, бетонщиков — ​стартовала 25 января. Для этого в технических помещениях отеля организовали цех — ​там есть все необходимое оборудование, инструменты и материалы.

Дочерние строительные организации (ДСО) — ​это шесть строительно-монтажных предприятий с общей численностью персонала 26,5 тыс. человек. Все они выполняют на сооружении АЭС сложнейшие работы — ​монтаж трубопроводов, оборудования ядерного и турбинного островов, гермооболочки здания реактора и т. д. В прошлом году ДСО выполнили производственную программу на 28 млрд рублей, в этом предстоит освоить 35 млрд.

«С каждым годом объем обязательств по зарубежным контрактам растет. Их выполнение требует квалифицированных строителей. В 2020 году на фоне пандемии нам пришлось оперативно организовать сеть обсерваторов, один на базе отеля «Ершово», чтобы стройки не остановились. Летом и осенью карантин держали 10 дней, сейчас — ​восемь. Всего через обсервацию прошло больше 15 тыс. человек. 5,8 тыс. человек отправились на зарубежные площадки, из них 2,8 тыс. — ​в Бангладеш. Остальные — ​на Курскую, Белорусскую АЭС и Курскую АЭС‑2», — ​рассказывает заместитель директора по управлению дочерними строительными организациями, директор по персоналу АСЭ Александр Чегодаев. Также, по его словам, иногда люди заявляли о своей высокой квалификации и предоставляли подтверждающие документы, а на деле оказывалось, что навыки не соответствуют заявленным. Приходилось или обучать их на месте и повышать разряд, или отправлять домой. Чтобы нивелировать эти риски, решено было создать программу входного контроля.

«Начали с тестирования на знание теории, изучения оборудования и инструментов, с которыми предстоит работать, распределения по бригадам, прохождения медкомиссии», — ​говорит вице-президент по персоналу и внутренним коммуникациям АСЭ Наталья Шафалович. Позже в программе входного контроля задействовали блок ПСР и дивизиональные центры компетенций — ​по тепломонтажу, который курирует «Энергоспецмонтаж», по высокоскоростному бетонированию и армированию, за которые отвечает трест «РосСЭМ», а также по неразрушающему контролю на базе «НИКИМТ-Атомстроя». Еще в программу вошли курсы по охране труда и нормам промышленной безопасности. «Такая комплексная программа позволяет нам проводить качественный отбор и принимать на работу кандидатов, подтвердивших уровень профессиональных навыков, необходимых для работы на объекте. Есть у нас и сверхцель: мы хотим собрать такой коллектив, который будет с нами долго, особенно в преддверии строительства АЭС в Египте и Венгрии», — ​поясняет Наталья Шафалович.

10 дней перед вылетом

Ольга Акульшина в Бангладеш пять месяцев, она начальница отдела по работе с персоналом в филиале «НИКИМТ-Атомстроя». В октябре 2020 года проходила обсервацию в отеле «Ершово». «Жила в двухместном номере в комфортных условиях. За 10 дней ПЦР-тест для выявления COVID‑19 брали три раза, — ​рассказывает Ольга Акульшина. — ​Особо не скучала. Общалась с родными в соцсетях. В чатах «НИКИМТ-Атомстроя» была вся информация о перелете, процессе трудоустройства. Проводили онлайн-конференции, рассказывали о Бангладеш, условиях работы и проживания. Также мы проходили входной контроль на проверку знаний по своей специальности. На «Руппуре» все компании неукоснительно соблюдают эпидемиологические правила и нормы. Не менее двух раз в месяц занятые в строительстве АЭС работники делают ПЦР-тесты. В филиале «НИКИМТ-Атомстроя» есть медподразделение, контролирующее состояние здоровья сотрудников. В ближайшее время будет проведена вакцинация «Спутником V».

«В январе мы отправили на «Руппур» первых специалистов, прошедших через учебный комплекс. Они выполняли практические задания в технических помещениях с учетом строгих карантинных мер. Выводим людей группами в цех, только на это уходит час, — ​говорит Сергей Тараненко, главный специалист группы по развитию трудовых ресурсов ДСО АСЭ. — ​Больше половины проходящих обсервацию людей — ​новые сотрудники, так как на каждом этапе строительства требуются специалисты разного профиля. Сейчас на «Руппуре» идут общестроительные работы, скоро добавятся тепломонтажные. В конце марта — ​начале апреля СМУ‑1 привезет в «Ершово» монтажников систем вентиляции. В месяц минимум один борт будет вылетать в Бангладеш».

Вячеслав Беспалов — ​монтажник технологических трубопроводов шестого разряда, устраивается в «Энергоспецмонтаж», после карантина отправится на «Руппур». У него большой опыт в сфере энергетики — ​16 лет, но на АЭС будет работать впервые. «Работал на нескольких ТЭЦ в разных городах, нефтеперерабатывающем заводе. В 2019–2020 годы больше пяти месяцев трудился на строительстве «Турецкого потока» в Сербии, — ​перечисляет Вячеслав Беспалов. — ​Теперь интересно поработать на атомном объекте, да еще и зарубежном. И график подходящий — ​4,5 месяца работаешь, 1,5 отдыхаешь».

В начале февраля он приехал в «Ершово». Вспоминает, что в первый день на обед принесли борщ со сметаной и салат с сыром: «А у меня непереносимость лактозы. Позвонил по номеру, по которому нужно обращаться в случае вопросов по питанию, минут через десять все заменили и больше ничего с молоком мне не приносили. Приятно, что учитываются даже такие мелочи».

В первые дни Вячеслав Беспалов прошел входной контроль знаний по специализации, принял участие в нескольких онлайн-конференциях. «Были и практические занятия в цеху, — ​продолжает он. — ​Работаем по технологическим картам, после чего эксперты проверяют, уложились мы в требования или нет. Например, отрезаешь два куска трубы, делаешь на них фаски, стыкуешь между собой и готовишь для сварщика. Проверяющие смотрят, как сделан угол среза, как он притуплен шлифмашинкой, как зачищена околошовная зона и т. д.».

В 2021 году планируется отправить на «Руппур» порядка 2,2 тыс. человек — ​специалистов из России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Узбекистана. «Для специалистов из других стран мы также организуем входной контроль и подготовку в одном из наших учебных центров, — ​рассказывает Александр Чегодаев. — ​Около 600 строителей с Белорусской АЭС захотели продолжить трудиться на проектах «Росатома», они работают вахтами на «Руппуре». Там же работают порядка 150 казахов. Кроме того, 500 узбекских специалистов планируем привлечь к сооружению Курской АЭС‑2, их мы будем подбирать через Агентство внешней трудовой миграции. В будущем они смогут работать на возведении Узбекской АЭС, имея необходимую подготовку. В конце года начнем разворачивать работу по подготовке специалистов для египетской АЭС «Эль-Дабаа». В 2021-м отправим 300 специалистов, к этапу заливки первого бетона мы планируем обучить 1 тыс. человек».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: