В «Росатоме» обсудили планы по реализации атомного нацпроекта

«Росатом» отметил День науки с друзьями. 9 февраля прошло торжественное заседание «Наука в комплексной программе РТТН». Представители госкорпорации, РАН, Курчатовского института, ОИЯИ и других ведущих научных центров обсудили, как сообща будут воплощать в жизнь атомный нацпроект.

Открывая заседание, гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев коротко рассказал об истории 14-го нацпроекта: в апреле прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о разработке программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года» (РТТН). В декабре председатель правительства Михаил Мишустин поставил подпись под этим документом, утвердив сущностные параметры, проекты и бюджетные показатели. «В указе президент придал программе все признаки и все инструменты национального проекта», — ​подчеркнул Алексей Лихачев.

В программу РТТН вошли пять федеральных проектов, все будут выполняться в тесном сотрудничестве с Российской академией наук, Курчатовским институтом, Объединенным институтом ядерных исследований, вузами и т. д. Алексей Лихачев обратил внимание на то, что взаимодействие фундаментальной и прикладной науки имеет огромное значение с зарождения атомной отрасли и до наших дней. Этой традиции, добавил он, нужно придерживаться в ближайшие десятилетия.

На пути к термоядерной станции

В программе РТТН Курчатовский институт определен головной научной организацией, то есть будет осуществлять научно-методическую поддержку и экспертизу всех федеральных проектов. Кроме того, институт выступит соисполнителем части НИОКР, прежде всего по направлению «Термоядерные и плазменные технологии». «Подготовительный этап мы прошли: еще до утверждения программы РТТН провели физический пуск термоядерной установки класса мегасайенс — ​токамака Т‑15МД, — ​рассказал директор института Александр Благов. — ​В рамках атомного национального проекта эта машина будет усовершенствована, мы существенно увеличим длительность импульса, время жизни плазмы и температуру. Также мы примем участие в создании гибридных термоядерных реакторов для двухкомпонентной атомной энергетики. В бланкете гибридного токамака можно будет нарабатывать топливо для реакторов».

Курчатовский институт примет участие и в создании на территории ГНЦ РФ «ТРИНИТИ» термоядерной установки нового поколения. В рамках программы РТТН создается инфраструктура для реактора. Построить его планируют к 2030 году. «Это токамак нового поколения со сверхсильным магнитным полем, он будет довольно компактным, но позволит добиться уникальных параметров плазмы, — ​пояснил Александр Благов. — ​Мы скажем новое слово в области развития управляемого термоядерного синтеза. Создание национальных термоядерных установок и эксперименты на них должны помочь в решении глобальной задачи — ​появлении к 2060-м годам первой термоядерной электростанции».

Расширяя круг

«Институты РАН будут активно участвовать в федеральных проектах, нацеленных на развитие атомной отрасли», — ​заявил ­вице-президент академии Валерий Бондур. Развитие атомных технологий очень важно для реализации стратегии научно-технологического развития России в целом, поэтому Валерий Бондур рассчитывает на участие «Росатома» и в других государственных инициативах.

«В конце прошлого года премьер-министр подписал новую программу фундаментальных научных исследований на десятилетний период. Это довольно масштабная программа, объем финансирования — ​порядка 2,15 трлн рублей. Она будет основой для формирования государственных заданий научным организациям. Есть разделы, которые посвящены как раз вашей отрасли, поэтому мы призываем вас принять участие в формировании детального плана этой программы, создании координационного совета по управлению ею, для того чтобы ваши интересы были соблюдены», — ​сказал Валерий Бондур.

Академия отвечает за формирование комплексных научно-технических программ (КНТП) и проектов полного инновационного цикла в рамках стратегии научно-технологического развития России. «Готов проект флагманской КНТП по композитным материалам. Выпущено поручение правительства, в соответствии с которым программа должна быть полностью сформирована до мая этого года, — ​сообщил Валерий Бондур. — «Росатом» — ​один из ее заказчиков, а ряд ваших организаций — ​исполнители». Еще одна КНТП посвящена применению робототехнических комплексов для вывода из эксплуатации объектов ядерной энергетики.

«Наши общие интересы обширны: физика экстремального состояния вещества при высоких плотностях энергии, физика лазеров, лазерная плазма, управляемый термоядерный синтез, ядерная медицина, космическая ядерная энергетика, морская ядерная энергетика и целый ряд других направлений, — ​резюмировал Валерий Бондур. — ​Все будем вместе с вами развивать и расширять спектр направлений».

Лазеры-побратимы

Ефим Хазанов, заместитель директора по научной работе Института прикладной физики РАН, рассказал о сотрудничестве с «Росатомом» в развитии лазерной физики, в частности в создании субэксаваттного лазера XCELS в Нижнем Новгороде. В программе РТТН предусмотрено сооружение международного центра исследований экстремальных световых полей, в котором расположится лазерная установка, мишенный зал и лаборатории. «Это в части капитального строительства, а научная часть заключается в том, что мы сделаем небольшой прототип лазера XCELS и отработаем все технологии, которые вызывают хоть какие-то сомнения, прежде чем строить полномасштабную установку», — ​рассказал Ефим Хазанов.

Научный руководитель работ по ядерной медицине в «Росатоме» академик РАН Валентин Смирнов и заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по развитию Лев Рябев

Ученый отметил, что XCELS и создаваемый сейчас в РФЯЦ-ВНИИЭФ лазер УФЛ‑2М вместе составят мощную экспериментальную базу для развития этого направления исследований в России: «Мегаджоульный наносекундный лазер в Сарове и фемтосекундный лазер в ИПФ друг друга дополняют. Часть технологий, которые необходимы для нашего проекта, разработаны в ­Сарове, и без них не было бы даже заявки на нацпроект. Ну а эксперименты на нашей фемтосекундной установке помогут получить дополнительные данные для исследований в области управляемого ­инерциального термоядерного синтеза, на ­которые рассчитан УФЛ‑2М».

Вузовский вклад

Вузы, подведомственные Министерству науки и высшего образования, уже согласовали перечень совместных работ по программе РТТН с «Росатомом», сообщил директор департамента министерства Вадим Медведев. Он перечислил главные: «Это, во‑первых, разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация методов и систем нагрева плазмы и генерации тока в высокотемпературной плазме в современных термоядерных установках. Во-вторых, на базе НИЯУ «МИФИ» будут проводить исследования взаимодействия плазмы с материалами перспективных токамаков. В-третьих, НИОКР по созданию мощных источников электромагнитного излучения». Кроме того, вузы примут участие в работах, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности и созданием материалов для атомной энергетики.

Программа РТТН на сегодня одобрена в базовом варианте. «Надеемся, что общими усилиями нам удастся добиться дополнительного финансирования, чтобы эти работы проводить более широкомасштабно», — ​заключил Вадим Медведев.

Пополнить таблицу Менделеева

Вице-директор Объединенного института ядерных исследований Сергей Дмитриев отметил роль научных центров «Росатома» в синтезе новых сверхтяжелых элементов: для этих экспериментов центры нарабатывают уникальные изотопы. Реализация федерального проекта «Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом» в рамках РТТН должна помочь российским ученым сохранить мировое лидерство в этом научном направлении.

Ученые ОИЯИ в 2022 году намерены синтезировать три новых элемента: 119-й, 120-й и 121-й. Для этого понадобятся радиоактивные изотопы тяжелых актинидов: кюрия, берклия, калифорния. В институте рассчитывают на поставки из ­НИИАР.

Кроме того, в рамках атомного национального проекта в РФЯЦ-ВНИИЭФ будет разработан электромагнитный сепаратор для получения высокообогащенных изотопов радиоактивных актинидов, который сможет работать с веществами очень высокой активности.


КОММЕНТАРИЙ

Виктор Ильгисонис
Директор направления научно-технических исследований и разработок, «Росатом»

— Результатами всех федеральных проектов должны стать конкретные образцы, технологии или объекты. Для большинства определены жесткие сроки, иначе снижается актуальность работ для мировой науки. Формат национального проекта, который предусматривает строгую отчетность, в том числе перед правительством, способствует тому, чтобы мы обеспечили результат в заявленные сроки, — ​разумеется, при финансировании в полном объеме.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: