Ставить или нет: отвечаем на наболевшие вопросы о вакцинации
Знание — лучшая защита от домыслов. Мы собрали вопросы, которые волнуют людей, пока не решившихся сделать прививку от коронавируса, и задали их эксперту по иммунопрофилактике Александру Гольдштейну, автору образовательного блога в Instagram о прививках @vaccinationru.
Правда ли, что побочные эффекты вакцин, разработанных очень быстро, могут проявиться спустя годы?
— Во-первых, на мой взгляд, отсутствуют правдоподобные биологические механизмы возникновения побочных реакций через годы после введения вакцины. Возникновение побочных эффектов в пределах дней или месяцев после прививки гораздо более правдоподобно.
Во-вторых, вакцины против коронавируса, которые сейчас применяются, были созданы не на пустом месте. Скорость их разработки обусловлена вовсе не тем, что они делались наспех, а целым рядом причин: этим занималось большое количество научных коллективов и фармацевтических компаний, были привлечены огромные человеческие ресурсы, выделялось большое финансирование. Плюс генетическая последовательность вируса была опубликована в рекордные сроки, это позволило очень быстро сконструировать некоторые вакцины. Кроме того, вакцины были сделаны на основе уже существовавших технологий, которые давно изучались и использовались для подготовки кандидатных (экспериментальных) вакцин — например против ВИЧ-инфекции или гриппа. Эти готовые технологии просто применили в отношении коронавирусной инфекции. Сэкономить время позволило и то, что часть этапов разработки, которые обычно делаются последовательно, шли параллельно.
Конечно, при массовом применении вакцин обязательно будут проводиться наблюдения за их эффективностью и безопасностью, в том числе долгосрочные. Но сегодня у нас есть насущная проблема, которую надо решать оперативно: люди тяжело болеют и умирают от коронавируса здесь и сейчас, и, кроме вакцинации, у нас нет возможности это остановить.
Правда ли, что болезнь может протекать тяжелее, если человек заражается после первой дозы вакцины?
— Существует такое явление, как ADE — антителозависимое усиление тяжести течения инфекции. Оно может возникать, когда у человека после инфицирования не формируется полноценный иммунитет, в результате чего при повторном заражении болезнь протекает тяжелее. Такое случалось и после вакцинации. Например, в 1960-е годы начались попытки создания вакцины против респираторно-синцитиального вируса (РС-вируса), который поражает нижние дыхательные пути и может вызывать тяжелое заболевание у маленьких детей и пожилых людей. Инактивированная вакцина против РС-вируса формировала неполноценный иммунитет. У некоторых заразившихся после прививки инфекция протекала существенно тяжелее, чем у непривитых. Аналогичная ситуация возникла не так давно с новой вакциной против лихорадки денге.
Конечно, вероятность ADE при разработке вакцин против коронавируса принималась во внимание, и наблюдения за привитыми продолжаются. Но пока эти опасения не подтвердились — нет данных, которые бы указывали, что такое происходит. В рамках клинических исследований случаев тяжелого или среднетяжелого течения инфекции у привитых регистрируется существенно меньше, чем у непривитых.
Правда ли, что от коронавирусной инфекции нужно вакцинироваться каждые полгода? Не опасно ли это?
— Пока нет оснований утверждать, что вакцинироваться придется каждые полгода или с другой периодичностью. Чтобы понять, насколько эффективность вакцин против коронавируса снижается со временем и снижается ли в принципе, нужны наблюдения за группами привитых и непривитых, за тем, какова будет заболеваемость среди тех и других. Говорить о повторной вакцинации рано, ее необходимость пока не очевидна. Действительно, после любой прививки уровень антител в крови сначала достигает пикового значения, а потом постепенно снижается. Но иммунитет к инфекции зависит не только от антител, уровень которых мы можем легко проверить. Есть и другие звенья иммунитета, причем так называемые долгоживущие: T-клетки, В-клетки памяти и проч. Снижение количества антител и даже их полное исчезновение не означает, что организм не защищен от инфекции. Вполне возможно, что оставшиеся звенья обеспечат быстрый прирост антител в крови при новой встрече с коронавирусом, и человек не заболеет.
Правда ли, что вакцинация может усилить чувствительность к новому коронавирусу вместо того, чтобы снизить вероятность заболевания? В соцсетях люди пишут, что заболели после первого укола. Как это можно объяснить?
— Нет данных о том, что вероятность заражения коронавирусом увеличивается после введения первой дозы вакцины. Наоборот, результаты клинических исследований демонстрируют другую картину: кривые заболеваемости отчетливо показывают, что среди тех, кто получил плацебо, доля заболевших относительно быстро нарастает — и почти не растет в группе получивших первую дозу вакцины и тем более вторую.
Люди действительно могут заболеть после прививки. Не забывайте, что она защищает не в 100 % случаев. Кроме того, одна доза вакцины против коронавируса не дает иммунитет ни мгновенно, ни через день или два — по сути, такой человек еще не является привитым, вероятность заболевания у него примерно такая же, как и у остальных. Конечно, если он долгое время не посещал общественные места, а потом пошел в поликлинику на прививку, вероятность встретиться там с коронавирусом и заболеть увеличивается. Но этот человек не становится более уязвимым из-за вакцины, она не ослабляет иммунитет и не увеличивает тяжесть болезни, если заражение все же случится.
Правда ли, что те, кто не вакцинируется, рано или поздно заболеют?
— Человек, который живет в одиночестве на острове, возможно, никогда с коронавирусом не встретится. Тот же, кто не сделал прививку, но общается с другими людьми и бывает в общественных местах, с вирусом, скорее всего, рано или поздно столкнется и приобретет иммунитет. Конечно, не каждый заразившийся переболеет тяжело — мы видим массу случаев, когда ковид протекает довольно легко. Но, к сожалению, неизвестно, кто будет болеть по такому сценарию, а у кого разовьются осложнения — есть еще много вопросов, на которые у ученых пока нет ответов. Но то, что подавляющее большинство населения планеты рано или поздно столкнется с новым коронавирусом, — это несомненно.