«Подводные лодки всегда притягивают людей»: конструктор Радий Шмаков рассказал о первой советской АПЛ

Работа инженера-конструктора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Радия Шмакова тесно связана с первой советской атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол». 67 лет назад он отправлял на завод чертежи для постройки легендарной субмарины, сегодня помогает Минобороны РФ превратить ее в музейный экспонат. 17 января Радий Анатольевич отметил 90-летие. Именинник поделился с «СР» воспоминаниями о трагедиях и триумфах советских конструкторов.

Сталь и Радий

«Родители мои были комсомольцами до мозга костей. Решили, если родится мальчик, назовут его Сталь. Чтобы был такой же закаленный, как сталь. Но на свет появились близнецы — ​вначале брат, через 10 минут я. Брата назвали Сталем, а мне в срочном порядке подыскали имя Радий. В переводе с латыни означает «луч». Хорошее имя, мне нравится. Спасибо родителям, что не назвали Интернационалом, например», — ​улыбается Радий Шмаков.

Семья жила в Новосибирске. «Жили бедно, но дружно. С братом были близки. В школе я всегда давал ему списывать», — ​вспоминает Радий Шмаков. Сталь окончил Новосибирский педагогический институт и стал всемирно известным педагогом, в его честь даже назвали улицу в Новосибирске. Радий поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, в 1954 году получил красный диплом. По распределению попал в проектный отдел СКБ‑143 Министерства судостроения. «Понятия не имел, чем они занимаются. Потом узнал, что в 1952 году СКБ‑143 переориентировали на создание первой атомной подводной лодки К‑3 проекта 627. Этот проект еще называли «Кит», потому что корпус был китообразной формы», — ​говорит наш собеседник.

Длина К‑3 «Ленинский комсомол» — ​107 м, диаметр — ​около 10. Корпус разделен на девять отсеков
Подлодка повышенного комфорта

Первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» была построена в США в 1954 году. К‑3 создавалась, чтобы ликвидировать отставание от американцев. Научным руководителем проекта стал Анатолий Александров, главным конструктором по энергетике — ​Николай Доллежаль, разработку парогенераторов поручили директору и главному конструктору Балтийского судостроительного завода Генриху Гасанову, ответственным за корабельную часть был начальник СКБ‑143 Владимир Перегудов.

«Ни один из них не знал, какой должна быть лодка в целом, каждый представлял только свою часть. С утра до вечера конструкторы считали, чертили и снова считали. Постепенно были определены примерный вес и габариты атомной ГЭУ (главной энергетической установки) — ​без этого Перегудов не мог начинать проектирование корабля. Правда, оставалось неясно, как будет вести себя атомный реактор на подводной лодке. Сложные маневры, качка на поверхности и обжатие корпуса на глубине… Может ли реактор работать в таких условиях? — ​пишет подводник Николай Мормуль в книге «Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы». — ​Все это время Перегудов постоянно ездил на действующий атомный реактор, общался со специалистами. Однако сюрпризы, которые его там поджидали, не шли ни в какое сравнение с впечатлением, полученным физиками во время посещения подводной лодки. «Я пришел в ужас от тесноты, — ​вспоминает академик Доллежаль. — ​Потом кто-то шутил, что меня пришлось протискивать между дизелями. Я сказал Перегудову: «Не понимаю, как тут люди могут существовать». Он усмехнулся: «Подводники — ​народ особый, закаленный. А на нашей лодке мы условия жизненные поднимем».

Улучшать условия было необходимо — ​планировалось, что автономность плавания АПЛ составит два месяца. Перед строительством головной подлодки были изготовлены деревянные отсеки в натуральную величину. На них оптимизировалось размещение оборудования. Перегудов приглашал моряков, интересовался, в каких условиях им было бы особенно удобно работать и жить. «На дизельных подводных лодках все подвесные койки личного состава находились в разных местах — ​где только можно было разместить. Иногда для экономии пространства коек было меньше, чем людей: пока один стоял на вахте, другой мог отдохнуть», — ​рассказывает Радий Шмаков.

На К‑3 служили 104 человека. Офицеров и мичманов удалось разместить в одно-, двух- и четырехместных каютах, а матросов — ​на подвесных койках в отсеках корабля. Более того, кают-компанию оснастили холодильником, а камбуз — ​электромясорубкой. Бывалые подводники называли улучшенные условия обитания команды К‑3 барскими излишествами.

Объект Перегудова

В 1954 году молодой конструктор Радий Шмаков включился в работу над АПЛ. Царила строжайшая секретность. Реактор называли кристаллизатором, лодку — ​объектом Перегудова. Не все сотрудники отдела знали, что она оснащена ядерной энергетической установкой. Рабочие чертежи отправляли на завод № 402 в Северодвинске, ныне «Севмаш». «Чтобы быстро построить лодку, там ввели три смены. Да и конструкторы работали как одержимые. Ничего, кроме своих чертежей, не видели», — ​вспоминает Радий Шмаков.

Он отмечает, что больше всех работал Перегудов — ​гениальный конструктор с непростой биографией. В 1937 году Перегудова арестовали по ложному доносу. Вот как описывает это Николай Мормуль: «Его берут зимней ночью, переворошив все бумаги. В камере замерзал военный с сорванными знаками различия — ​его взяли летом, и на нем лишь легкая гимнастерка. Перегудов тут же снимает кожаное пальто, под которым они и спят, как братья. Товарищем по несчастью ленинградского конструктора оказался Константин Рокоссовский — ​будущий маршал Советского Союза». В марте 1938 года Перегудова освободили с формулировкой «за отсутствием вины».

Владимир Перегудов стал начальником СКБ‑143 в 1953 году и сразу привлек к работе талантливых конструкторов. «Некоторые из них к тому моменту как раз вышли из лагерей, отсидев разные сроки как враги народа. Я все думаю: как же их такая жизнь не сломала? И не могу найти ответа на этот вопрос, — ​говорит Радий Шмаков. — ​Сложное время было. Одни доносили, другие сидели. Вспомню — ​душа болит».

Анатомия К‑3

Лодку спроектировали и построили за пять лет. В августе 1957 года спустили на воду, бутылку шампанского разбили не только о киль, но и в реакторном отсеке. 3 июля 1958 года К‑3 вышла на ходовые испытания. Радий Шмаков занимался на борту вывеской и кренованием корабля. «Первый выход в море выявил ряд недостатков. Главный — ​появление микротечей трубных систем парогенераторов из-за непрочности трубных систем. Для ликвидации этого явления на питательных трубопроводах поставили ионообменные фильтры, сделали парогенераторы из новых материалов, что позволило увеличить их ресурс в 25–30 раз», — ​рассказывает Радий Шмаков. 17 января 1959 года АПЛ была принята в опытную эксплуатацию Военно-морским флотом.

Длина субмарины составила 107 м, диаметр — ​около 10. Прочный корпус водоизмещением 3 тыс. т конструкторы разделили на девять отсеков. Первый, носовой, — ​торпедный, там располагались восемь торпедных аппаратов. Второй и седьмой отсеки были жилыми, в них разместили каюты офицеров и мичманов. В третьем — ​центральный пост управления с перископами, выдвижными устройствами радиолокационных станций и станций связи. Здесь же расположились рубки с оборудованием для акустиков и радистов. Четвертый отсек предназначался для двух резервных дизельных электрогенераторов и вспомогательных механизмов, пятый — ​для двух водо-водяных реакторов с парогенераторами. В шестом отсеке находились турбины, в седьмом — ​электрооборудование и помещение с пультами управления реакторов, в восьмом — ​холодильные машины для обеспечения микроклимата на корабле и жилые помещения, в девятом — ​рулевые устройства и другое вспомогательное оборудование. К‑3 могла идти под водой со скоростью до 30 узлов. У американских атомных подводных лодок в те годы скорость была не более 21 узла.

По всему корпусу располагались балластные цистерны общей емкостью 900 м3. Заполняя их забортной водой, лодка погружалась. Предельная глубина погружения К‑3 составляла 300 м. Когда вода вытеснялась из цистерн сжатым воздухом, субмарина всплывала.

Лодка проектировалась и строилась в спешке, поэтому в ходе эксплуатации постоянно требовала ремонта, доделок и переделок. Одной из проблем стал шум турбин — ​это повышало риск обнаружения противником. «На второй лодке первого поколения, — ​отмечает Радий Шмаков, — ​нам удалось снизить шумность, поставив турбины на амортизирующее основание».

В июле 1962 года К‑3 впервые в истории советского ВМФ совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды прошла точку Северного полюса, а также поднялась на поверхность в ближайшей полынье. В том же году К‑3 получила название «Ленинский комсомол» — ​в честь дизельной лодки, погибшей в боевом походе в 1943 году.

Первая трагедия

За первые девять лет эксплуатации на «Ленинском комсомоле» не было ни одного случая травмы или гибели среди личного состава, а потом случилась беда. 8 сентября 1967 года произошел пожар, погибли 39 человек. Это первая крупная авария на советском атомном подводном флоте, повлекшая массовую гибель членов экипажа.

Во время боевого дежурства в Норвежском море загорелись первый и второй отсеки. 30-летний командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр принял единственно верное решение и закрыл изнутри переборочную дверь между вторым и третьим отсеками. «Он прекрасно знал суровый морской закон: задраил переборку, значит, не допустил распространения пожара <…>. Этим Маляр спас жизни оставшимся членам экипажа и удержал корабль на плаву», — ​писал Николай Мормуль в книге «Первая атомная и ее экипаж».

Взрыва торпед удалось избежать, лодка самостоятельно вернулась на базу. Поначалу расследование сочло, что авария произошла по вине личного состава — ​дескать, один из матросов решил покурить. Гораздо позже выяснилось, что причиной аварии стала плохая уплотнительная прокладка в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, гидравлическая жидкость воспламенилась, возможно, от электрического фонаря, на лампочке которого не было штатного защитного колпака. В дальнейшем на всех подводных лодках гидравлическую жидкость заменили на негорючую. «Ребята-подводники ни в чем не виноваты. В 2014 году, через 47 лет после аварии, всех погибших посмертно наградили орденами Мужества», — ​рассказывает Радий Шмаков. Орден Анатолия Маляра получила его вдова Любовь Маляр.

От поколения к поколению

С 1976 по 2016 год Радий Шмаков был главным конструктором АПЛ. Сначала первого, затем второго поколения. В его ведении находилось 70 атомных подлодок разных проектов, 35 дизель-электрических, а также два наземных стенда для отработки специальных комплексов.

«Ленинский комсомол» вывели из состава Северного флота в 1991 году, еще через пять лет в ВМФ России не осталось ни одной лодки первого поколения. Они послужили прототипом для следующих, более совершенных АПЛ. «Всего было создано четыре поколения атомных лодок, каждое следующее имеет минимум 30 % новизны», — ​говорит Радий Шмаков.

Сейчас самая современная в России АПЛ называется «Ясень». Это лодка с крылатыми ракетами, способными поражать цели на море и земле. Головной крейсер вошел в состав Северного флота в 2014 году. Корпус из маломагнитной стали — ​с резиновым покрытием. Это снижает шумность и уменьшает отражение сигналов гидролокаторов. «Ясень» погружается на предельную глубину намного больше, чем первая К‑3, перемещается под водой с крейсерской скоростью, не уступающей АПЛ «Ленинский комсомол», и может провести в автономном плавании столько времени, сколько потребуется для выполнения любого боевого задания. На лодке установлен водо-водяной реактор.

«Ясень» — ​лодка четвертого поколения. Конструкторы КБ «Малахит» разрабатывают пятое.

За 30 лет простоя первая советская АПЛ прилично заржавела. Но скоро она будет выглядеть как новенькая
Главный экспонат

К 2023 году «Ленинский комсомол» станет центральным экспонатом будущего Музея военно-морской славы в Кронштадте. Радий Шмаков помогает в этой работе. «Пока подлодка находится на судоремонтном заводе «Нерпа» в Мурманской области, — ​объясняет он. — ​Реакторный отсек вырезан и отбуксирован к месту постоянного хранения в губу Сайду. Вместо него установили подходящую по диаметру обечайку турбинного отсека с другой подводной лодки этого проекта».

Специалисты выясняют, какое оборудование сохранилось за 30 лет простоя, а что нужно восстановить, прорабатывают варианты транспортировки (субмарину повезут в Кронштадт на палубе специального транспортного судна). «Осадка АПЛ — ​5 м, таких глубин у причала в Кронштадте нет. Придется сделать углубительные работы от фарватера к берегу в виде канала. Мы спустим лодку на воду с понтонами, затем вытащим ее на берег на специальном настиле и водрузим на опорные основания — ​музей будет на суше. Почистим, восстановим часть оборудования внутри АПЛ и недостающие части легкого корпуса, сделаем экспозицию с интерактивом об истории корабля и людях, — ​рассказывает Радий Шмаков. — ​Все будет как надо, и в музей хлынут посетители. Подводные лодки всегда притягивают людей».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: