Верхушка «Айсберга» — памяти конструктора Владимира Воробьева
Заместитель гендиректора по проектированию ЦКБ «Айсберг» Владимир Воробьев называл себя конструктором-консерватором, при этом больше полувека проектировал уникальные суда с ядерными установками: контейнеровоз «Севморпуть», новые ледоколы «Арктика» и «Лидер», а также ПАТЭС «Волнолом», ПЭБ «Академик Ломоносов». 26 декабря 2020 года Владимир Воробьев ушел из жизни. Это огромная потеря сразу для двух отраслей: атомной и судостроительной.
Царство Нептуна
Владимир Воробьев родился в Ленинграде 1 ноября 1940 года. После Ленинградского института водного транспорта работал инженером-конструктором на Невском судоремонтно-судостроительном заводе. Потом — в ЦНИИ им. академика Крылова, в 1976 году перешел в ЦКБ «Балтсудопроект» на должность заместителя главного конструктора проекта.
При участии Владимира Воробьева был разработан проект атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Судно заложили на керченском заводе «Залив» 2 ноября 1984 года, а 31 декабря 1988 года ввели в эксплуатацию. В январе — марте 1989 года «Севморпуть» выполнил первый рейс с 29,5 т груза через Атлантический, Индийский и Тихий океаны: из Одессы в порты Вьетнама, оттуда — во Владивосток. На борту вместе с группой конструкторов находился и Владимир Воробьев. В его кабинете потом висел необычный диплом. В нем сказано, что Воробьев очень способный моряк и поэтому допущен в царство Нептуна. Вот как описывал этот «допуск» ведущий инженер ОКБМ по проектированию и созданию РУ КЛТ‑40 для лихтеровоза Олег Яковлев, который находился в том же рейсе: «22 января 1989 года. В 14:30 пересекли экватор. Яркий солнечный день и 30-градусная жара способствовали удачному проведению праздника Нептуна. После рапорта капитана «морскому царю» начался обряд крещения. Новичков кормили соленой рисовой кашей, вымазывали графитовой смазкой, а потом с головой окунали в специально сооруженную на палубе купель. Вся эта игра завершилась вечером вручением памятных дипломов».
Пять лет «Севморпуть» работал на линии Владивосток — Вьетнам в лихтерном варианте, то есть перевозил баржи. Летом совершал экспедиционные рейсы для снабжения восточного сектора Арктики. Уникальное судно перевозит грузы по сей день.
Энергичный «Волнолом»
В конце 1980-х Владимир Воробьев стал главным конструктором проекта первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции — под шифром «Волнолом». Это был заказ Минобороны. ОКБМ разработало для ПАТЭС двухреакторную паропроизводящую установку с реакторами типа АБВ. Несамоходный «Волнолом» мощностью 12 МВт собирались использовать в труднодоступных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, доставка — буксирами. «Была разработана система крепления ПАТЭС к берегу с помощью распорной штанги, совмещенной с мостовым устройством. В состав крепления входила и система якорных связей, мертвых якорей и подвесных массивов», — писал Владимир Воробьев в своем очерке для проекта «История атомной энергетики Советского Союза и России».
В 1994 году Балтийский завод и Главное управление кораблестроения ВМФ подписали контракт на постройку двух станций. Первую нужно было сдать в 1997 году. Завод уже начал резать металл, однако в 1995 году из-за отсутствия финансирования работы прекратились. Встал не только этот проект — встала вся отрасль. «Многие проектные судостроительные организации в поисках заказов выполняли разработку любых сооружений, зачастую далеких от судостроения. Один только скоростной поезд ЦКБ «Рубин» чего стоит, — вспоминал Владимир Воробьев. — На этом фоне предложение ЦКБ «Айсберг» и ОКБМ о создании на базе РУ КЛТ‑40 плавучего энергоблока для отдаленных районов Арктики и Дальнего Востока могла постигнуть участь многих других проектов — корзина для бумаги. Однако настойчивость авторов предложения и удача, иногда сопутствующая настойчивости, привели их в кабинет исполнительного директора концерна «Росэнергоатом» Евгения Игнатенко». Тот быстро понял, что малая атомная энергетика в плавучем варианте подходит не только для внутреннего рынка, но и для экспорта. В 1995 году был подписан контракт на выполнение проекта, тогда же Владимир Воробьев перешел на работу в «Атомэнерго» и стал главным инженером проекта.
Сейчас первая в мире ПАТЭС работает в Певеке, снабжая электроэнергией более половины потребителей в Чукотском автономном округе.
С новым ледоколом!
В 2006 году Владимир Воробьев стал главным конструктором проекта в ЦКБ «Айсберг» и занялся разработкой эскизного проекта универсального атомного ледокола «Арктика». «Основное требование — чтобы ледокол со скоростью не менее двух узлов проходил льды толщиной 2,8 м. Это гарантирует, что судно сможет круглогодично эксплуатироваться на глубоководных трассах СМП», — объяснял Владимир Воробьев в интервью для журнала «Атомный эксперт».
«Любой главный конструктор старается избежать большого объема головных образцов, то есть новизны. Что-то одно, без чего нельзя обойтись, — новое, а все остальное должно быть серийным. Но мы очень давно не проектировали и не строили атомных гражданских судов, поэтому на «Арктике» почти все энергетическое оборудование новое и уникальное. Электродвижение новое, турбогенераторная установка новая, реакторная установка новая. Весь ледокол оказался новым — полигон для испытания оборудования! — рассказывал Владимир Воробьев. — А ведь все надо еще увязать между собой и реализовать сложные алгоритмы работы всех систем, создав АСУ ТП. Кстати, тоже построенную на новых принципах и новой элементной базе. Это задача непростая».
Владимир Воробьев курировал строительство не только «Арктики», но и всех следующих ледоколов проекта 22220 с первого дня. «Он участвовал в ходовых испытаниях головного атомохода, вносил корректировки в работу систем», — отмечает гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка.
21 октября прошлого года на новой «Арктике» подняли государственный флаг. Это судно стало первым атомным ледоколом, сданным в России за последние 13 лет.
«Успевал все и всегда»
Параллельно Владимир Воробьев проектировал головной атомный ледокол следующего поколения — «Лидер». «Удивительно, но Владимир Михайлович успевал делать все и всегда. Он работал с высокой самоотдачей. А ко всем своим проектам относился как к родным детям», — говорит гендиректор, главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков.
«Принципиально новая задача для «Лидера» — не просто прокладка канала, а обеспечение коммерчески обоснованной скорости проводки транспортных судов в тяжелых ледовых условиях. Средняя толщина арктического льда — около 2 м, коммерчески обоснованная скорость доставки грузов газовозами и танкерами — 12–14 узлов», — рассказывал Владимир Воробьев в последнем интервью «СР».
Первая резка металла для строительства атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» состоялась 6 июля 2020 года на судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края. Головное судно, которое получило название «Россия», будет сдано в 2027 году. Тот, кто его спроектировал, этого уже не увидит.
Капитан атомного ледокола «Арктика» Александр Спирин надеется, что когда-нибудь в честь Владимира Воробьева назовут атомоход. «Владимир Михайлович этого достоин», — говорит капитан. «Страна Росатом» разделяет это мнение.