Вспышки «Маяка»: с чего начинался и к чему пришел комбинат №817

Завод № 817, База 10, Южно-Уральская контора Главгорстроя, комбинат «Маяк» — ​все это названия некогда засекреченного производства оружейного плутония для первой атомной бомбы. Сегодня «Маяк» не только обеспечивает безопасность страны, выполняя гособоронзаказ, но и развивает мирные атомные технологии. Мы выбрали самые яркие события из 75-летней истории предприятия.


1 декабря 1945 года

Определена площадка под строительство первого реакторного завода № 817

Для размещения плутониевого производства было три варианта. Все ​в Челябинской области. Их выбрал заместитель Берии Авраамий Завенягин: на Южном Урале много глухих мест, можно не бояться, что противник узнает, где находится секретный объект. К тому же поблизости была железная дорога, в годы войны в Челябинскую область массово эвакуировали заводы. Есть много рек и озер, подходящих для охлаждения активной зоны реакторов. Комиссия остановила выбор на площадке на южном берегу озера Кызылташ. 1 декабря 1945 года ее утвердили постановлением Совета народных комиссаров, и уже спустя несколько дней туда приехали первые строители.


9 апреля 1946 года

Первым директором предприятия назначен инженер-полковник Петр Быстров

Когда Быстров прибыл на площадку, там заканчивалось строительство ж/д ветки и деревянных автодорог. Стройматериалы возили на лошадях, а под длинномерные грузы и расчистку дорог от снега приспособили танки со снятыми башнями. Танки периодически засасывало в болото. На промплощадке было 20 землянок и палаточный городок.


1 ноября 1947 года

Директором комбината № 817 стал Борис Музруков

До него директором был назначен Ефим Славский — ​будущий министр среднего машиностроения. Однако спустя всего пять месяцев Славского сняли: из-за несвоевременных поставок оборудования график строительства был сорван. Сталин направил на секретный объект генерал-майора инженерно-танковой службы Музрукова, а Славский стал его первым заместителем и главным инженером.

52 тыс. монтажников, рабочих, инженеров и ученых были заняты на строительстве завода № 817 в 1947 году


22 декабря 1948 года

Введен в эксплуатацию радиохимический завод «Б»

Сюда передавали облученный материал с завода «А». Наработанный в реакторе плутоний отделяли от урана и продуктов деления и получали концентрат плутония.


19 июня 1948 года

Выведен на проектную мощность первый уран-графитовый промышленный реактор «А»

В «Аннушке» нарабатывали плутоний. После пуска Курчатов написал в журнале: «Предупреждаю, что в случае останова воды будет взрыв. Ни при каких обстоятельствах не допускается прекращение подачи воды». И все-таки в ячейке 17–20 образовался «козел» из-за недостаточного охлаждения. До 30 июня ячейку чистили (эпизод вошел в сериал «Бомба»). Вместо трех лет по проекту «А» проработал 38,5.


26 февраля 1949 года

Начал работу завод «В» — ​химико-металлургическое производство

Здесь из концентрата плутония получали высокочистый металлический плутоний для изготовления деталей ядерного заряда. Пуск завода стал завершающим этапом создания комбината.


29 августа 1949 года

На Семипалатинском полигоне испытан первый ядерный заряд

Ядерно-взрывное устройство под кодовым названием РДС‑1 взорвали в 7:00. Потом для заряда сконструировали баллистический корпус (изделие № 501), адаптированный для бомбардировщиков Ту‑4.


8 июня 1962 года

Начало промышленного производства радиоактивных изотопов

К этому готовились с 1949 года. В составе производственной лаборатории объекта «А» появилась группа по промышленному получению мишенных радиоактивных изотопов. Экспериментальные источники гамма-излучения на основе кобальта‑60 выпустили в 1954 году. В 1955 году разработана технология получения концентратов стронция‑89, циркония‑95, ниобия‑95, рутения‑106, цезия‑137 и концентрата редкоземельных элементов с последующей доводкой до чистых препаратов в защитных камерах. Затем начался выпуск источников на основе цезия‑137 для народного хозяйства.


18 мая 1971 года

Директором «Маяка» назначен Борис Брохович

К тому времени Брохович уже 25 лет работал на предприятии. За следующие 18 лет под его руководством на комбинате было реконструировано и реорганизовано радиохимическое производство, пущен первый в стране завод по переработке облученного топлива, комплекс по остекловыванию жидких радиоактивных отходов, установка для получения гранулированного смешанного топлива. При Броховиче разработали основные направления конверсионной политики предприятия.


9 марта 1982 года

Введен в эксплуатацию реактор «Руслан»

Это реактор бассейнового типа, теплоносителем и замедлителем одновременно в нем является обычная (легкая) вода высокой степени очистки. Отводится тепло по двухконтурной схеме. В 1989 году на реакторе провели первые опыты по радиационному легированию кремния. В 1992 году технологию довели до промышленного использования.


2 мая 1988 года

Введен в эксплуатацию реактор «Людмила»

Аналогов ему нет не только в России, но и в мире. Сейчас, после конверсии, «Людмила» обеспечивает изотопами практически все области: от металлургии до медицины. В отличие от своих предшественников, реактор имеет стальной корпус.


1 декабря 1989 года

Директором «Маяка» назначен Виктор Фетисов

В 1990-е сохранил коллектив предприятия. Один из инициаторов подготовки и принятия закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» в 1957 году. При его участии разработана и принята федеральная программа по социальной и радиационной реабилитации населения и территорий Уральского региона.


1 июня 1999 года

Начата программа конверсии промышленных реакторов

Конфигурацию активной зоны изменили таким образом, чтобы на реакторах можно было выполнять гражданские задачи: нарабатывать промышленные радиоизотопы, источники излучения, легировать кремний.


11 декабря 2003 года

Принято в эксплуатацию хранилище делящихся материалов

Хранилище для вывода из обращения материалов, извлеченных из ядерных боеприпасов, хорошо защищено, весь технологический процесс автоматизирован. 11 июля 2006 года состоялась его первая загрузка.


26 ноября 2015 года

Завершена ликвидация открытой акватории озера Карачай

Это историческое событие и для комбината, и для региона, и для атомной отрасли. Промышленный водоем В‑9, сформированный в 1951 году на месте бессточного болота, — ​поверхностное хранилище жидких среднеактивных отходов. Эксплуатация продолжалась 64 года. В настоящее время в Карачае надежно изолировано более 200 тыс. м3 высокоактивных техногенных илов и образующих ложе водоема суглинков.


1 октября 2018 года

Завод РТ‑1 разгрузил первую партию уран-циркониевого топлива атомных ледоколов

«Маяк» — ​новатор в области обращения с ОЯТ. В частности, под это топливо ученые объединения создали особую технологию, до сих пор нигде в мире уран-циркониевое топливо не перерабатывали.


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: