Как «Росатом» контролирует оборот радиоактивных источников

В 1990-е контроль за источниками ионизирующего излучения был практически утерян — к этому среди прочего привела массовая приватизация предприятий и масштабное развитие свободной торговли. Так, вышедшие из употребления датчики пожарной сигнализации с плутонием иногда находили в лесах, на дорогах. Закон об использовании атомной энергии, регулирующий оборот радиоактивных веществ, был принят в 1995 году. Тогда же началось формирование системы государственного учета и контроля. Сейчас в нее стекается информация от тысяч организаций.

В советское время радиоактивные датчики дыма, содержащие небольшое количество плутония‑239, устанавливали на складах, заводах, в музеях, библиотеках и т. д. По истечении срока годности датчики предписывалось утилизировать как радиоактивные отходы, но недобросовестные руководители организаций нередко распоряжались вывезти фонящие датчики на обычные свалки. «Бывало, эти устройства находили во дворах жилых домов, на дорогах, в чистом поле, — ​рассказывает заместитель гендиректора по обращению с РВ и РАО Федерального экологического оператора Сергей Брыкин. — ​В какой-то момент контроль за радиационными источниками, особенно в гражданском секторе, был почти утерян. В 1995 году после принятия закона об использовании атомной энергии началось формирование двух систем — ​контроля за обращением с ядерными материалами и контроля за обращением с РВ и РАО».

На базе «Росатома» функционирует система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и отходов — ​СГУК. В ней можно отследить «жизненный путь» всех источников ионизирующего излучения с момента создания до утилизации или захоронения. Курирует СГУК Ростехнадзор. Все предприятия, которые производят или используют радиоактивные вещества, например в медицине, сельском хозяйстве, должны иметь лицензию или регистрацию и отчитываться за каждый шаг: что и когда передают, получают, кто занимается транспортировкой, на основе каких документов и т. д. Через сеть региональных информационно-аналитических центров данные поступают в подразделение Национального оператора РАО — ​центральный информационно-аналитический центр (ЦИАЦ). Если вдруг обнаружится бесхозный источник, владельца с большой долей вероятности установят.

«ЦИАЦ помогает предприятиям правильно организовать учет и контроль радиоактивных веществ и отходов, тем самым снижая риск попадания источников в незаконный оборот. С 2000 года проводятся специальные курсы в Москве, Обнинске, Санкт-Петербурге. Сведения об обращении с РВ и РАО позволяют предотвратить передачу их в организацию, которая не имеет соответствующих разрешений. Если передача все-таки произошла, то СГУК поможет установить виновников», — ​говорит Сергей Брыкин.

Информация, полученная из ЦИАЦа, может быть основанием для проверки Ростехнадзором. «Был случай, когда мы узнали от ЦИАЦа, что организация, которая занимается продажей источников радиоактивного излучения, продала один из них индивидуальному предпринимателю, а перевезла его компания, которая не имеет лицензии, — ​приводит пример начальник управления специальной безопасности Ростехнадзора Дмитрий Боков. — ​Мы совместно с прокуратурой отследили источник, участники операции понесли наказание».

Отчитываться нужно по любым операциям с РВ и РАО. Вот типичная ситуация. Разведка нефтяного месторождения: бурят скважины, опускают прибор с радиоактивным источником. По отражению излучения судят о составе пород и перспективах участка. «Иногда прибор застревает, и его не удается поднять. Скважину заливают цементом, составляют акт о том, что источник там захоронен, и вся информация об инциденте направляется к нам и в центральный информационно-аналитический центр», — ​объясняет Дмитрий Боков.

В «Росатоме» идет работа над формированием единой государственной системы обращения с отходами (ЕГС РАО) — ​законодательно-нормативной базы и инфраструктуры по переработке и захоронению отходов. Частью этой системы является НО РАО. «Все радиоактивные вещества рано или поздно становятся отходами, если только мы не говорим о короткоживущих изотопах, распадающихся за недели или месяцы. Поэтому функции государственного учета и контроля за РВ и РАО закрепили за национальным оператором сразу после его создания, в 2012 году, — ​рассказывает первый заместитель гендиректора НО РАО Сергей Голуб. — ​Предприятие, создающее важнейшую с экологической точки зрения систему окончательной изоляции РАО, должно иметь оперативный доступ ко всей информации о радиоактивных веществах, ведь они станут отходами и потребуют размещения в соответствующих хранилищах. Благодаря ЦИАЦу, в котором работают всего 22 человека, мы можем прогнозировать объем утилизации, просчитывать трудовые и финансовые затраты. Весь жизненный цикл РВ можно предсказать, используя систему государственного учета и контроля».

У национального оператора три пункта глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов: в Димитровграде, Северске и Железногорске, пункт финальной изоляции твердых радиоактивных отходов (ПЗРО) в Новоуральске — ​первая очередь эксплуатируется, вторая строится. Строятся пункты изоляции отходов III и IV классов опасности на «Маяке» и СХК. Идет строительство исследовательской лаборатории в Нижнеканском горном массиве для изучения возможности захоронения отходов I и II классов опасности.

«Мы на этапе трансформации, — ​говорит руководитель проектного офиса «Формирование ЕГС РАО» «Росатома» Александр Дорофеев. — ​Раньше главной функцией СГУК было сохранение контроля над радиоактивными веществами и отходами. Мы создали систему фиксации любого перемещения источника ионизирующего излучения, чтобы исключить его потерю. Теперь СГУК будет пополняться сведениями, связанными с безопасным захоронением отходов, информацией о свободных мощностях для хранения РАО, установках по переработке и т. д. Мы используем современные цифровые технологии, чтобы было быстро и удобно наполнять систему информацией, необходимой для принятия управленческих решений по захоронению отходов. До конца года перейдем на новое программное обеспечение и в следующем обкатаем его».


СПРАВКА

В этом году исполняется 20 лет информационно-аналитическому центру государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. В единой базе данных содержится информация более чем о 3,7 тыс. организаций, чья деятельность связана с обращением с РВ и РАО. Все юридические лица, кроме организаций Минобороны, должны в течение 10 дней предоставлять отчет об отправке, получении, размещении на хранение, утилизации и т. д. Кроме того, ежегодно собираются сведения о выбросах и сбросах радионуклидов в окружающую среду, радиоактивно загрязненных территориях и т. д.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: