Ковидное положение: в Новоуральске, Заречном и Лесном обсудили вторую волну

Много ли заболевших коронавирусом в атомных городах и как справляются с эпидемией медучреждения? Каковы причины второй волны, когда начнется вакцинация и как в борьбе с COVID‑19 помогает «Росатом»? Эти и другие вопросы журналисты и блогеры Новоуральска, Лесного и Заречного задали во время онлайн-диалога с представителями ФМБА, администрации Свердловской области, мэрии Новоуральска и департамента госкорпорации по взаимодействию с регионами. Такие встречи «Росатом» планирует провести и в других атомградах.

Правда против вируса

Провести открытый онлайн-диалог о пандемии с журналистами и блогерами — ​идея департамента по взаимодействию с регионами «Росатома» и мэрии Новоуральска. В атомграде, как и во всей стране, растет число заболевших коронавирусом, жители волнуются, достоверную информацию о сложившейся ситуации и прогнозы найти непросто. На первую онлайн-встречу собрались блогеры и журналисты из 15 медиа Новоуральска, Лесного и Заречного.

Свое участие один из спикеров, заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков, объяснил так: «Подобный формат общения полезен всем. Мы в одной лодке, и решать проблему можно только вместе. Важно добиться, чтобы жители не впадали в психоз. Обилие громких, порой нелепых и преувеличенных заголовков приводит к тому, что многим уже хочется из окна выброситься. Именно поэтому нам надо чаще встречаться».

Пик наступит в декабре

Количество заболевших растет во всех атомных городах: динамика, как правило, совпадает с той, что фиксируется в регионе. Новоуральск с начала августа по заболеваемости держится в середине списка. В атомградах, которые находятся ближе к Москве, инфицированных больше, отмечает директор департамента по взаимодействию с регионами «Росатома» Андрей Полосин. В госкорпорации продолжает круглосуточно работать штаб по коронавирусу, в который из всех атомных городов поступают данные об эпидемиологической ситуации.

«Эта инфекция достаточно опасна, — ​подчеркнул заместитель руководителя ФМБА России Игорь Борисевич. — ​По нашим прогнозам, пик заболеваемости придется на декабрь. Возможно, раньше, если будут соблюдаться противоэпидемиологические рекомендации».

Причины второй волны

«С первой волной удалось справиться во многом благодаря карантину. Как только ограничения отменили, люди снова стали больше контактировать — ​в транспорте, на работе, на массовых мероприятиях, и снова пошел рост», — ​пояснил основную причину увеличения количества заболевших Игорь Борисевич.

Еще один фактор — ​открытие границ. Например, в Свердловской области в августе порядка 15 % всех инфицированных вернулись с турецких курортов, отметил Павел Креков. А вот начало учебного года в школах, считает он, незначительно повлияло на рост заболеваемости: «Если брать общий спектр, то школы не на втором и даже не на третьем месте. Все благодаря так называемым санитарным фильтрам — ​обязательным проверкам на наличие признаков COVID‑19 в учебных заведениях, без них заболевших школьников могло быть кратно больше. Тщательные ежедневные санитарные проверки в школах помогли избежать минимум 70 % вероятной заболеваемости. Сейчас среди заболевших больше всего офисных работников среднего ­возраста».

Проблема в том, что не все организации и жители соблюдают рекомендации во время пандемии. В Новоуральске с несознательными гражданами борются с помощью регулярных рейдов по школам и вузам, рынкам и магазинам, кинотеатрам, кафе и ресторанам. «Штрафы малоэффективны, они у нас самые низкие в Европе. В Совете Федерации сейчас лежит закон, согласно которому должны кратно увеличить штрафные санкции. А пока самая эффективная мера — ​это закрытие предприятий на время, только тогда руководители начинают суетиться», — ​говорит замгубернатора Свердловской ­области.

Коек хватает, врачей нет

«Все медучреждения атомградов профинансированы в полном объеме. Коечный фонд для ковидных пациентов увеличен, при этом сохранены койки и для других пациентов. Выделены средства на дополнительное премирование медработников, — ​отчитался Игорь Борисевич. — ​Я также говорил с главврачами, чтобы поощряли за интенсивность работы и тех сотрудников, которые напрямую не работают с пациентами, инфицированными коронавирусом, но из-за пандемии объем их работы вырос».

Однако система здравоохранения все равно перегружена. Люди ждут приема в поликлинике порой по четыре-пять часов, отметили журналисты Заречного. В медучреждениях не хватает специалистов, и пандемия лишь подчеркнула эту проблему, говорит замгубернатора Свердловской области.

«Сиюминутное решение — ​привлекать студентов-медиков старших курсов, и мы это делаем. Но проблема в том, что некоторое время назад в стране в целом снизилось количество поступающих в медвузы, мало готовили реаниматологов и анестезиологов. Например, больницы Екатеринбурга укомплектованы персоналом примерно на 70 %, и это более-менее нормально, а в некоторых небольших городах — ​лишь на 40 %. Мы планируем увеличивать количество студентов-целевиков. Два года назад их не было вообще, сейчас область платит за обучение 100 человек, в следующем году планируем учить 200», — ​резюмировал Павел Креков.

Центр бережливой медицины

С решением других проблем медучреждениям атомградов помогает «Росатом». С начала пандемии госкорпорация выделила порядка 1 млрд рублей на нужды больниц и поликлиник. «Еще весной мы участвовали в ревизии медицинского оборудования в учреждениях. Кому-то был нужен аппарат компьютерной томографии, кому-то — ​аппараты ИВЛ, кому-то — ​транспорт для выезда врачей на дом. И сейчас, где возникает необходимость, мы с коллегами из ФМБА сразу реагируем, — ​рассказывает Андрей Полосин. — ​За каждого, как у нас принято, несем ответственность, стремимся обеспечить наилучшие условия».

Госкорпорация также поддержала свои предприятия в атомградах: при необходимости им предоставят финансирование на дополнительные расходы по предотвращению распространения коронавируса. Процедура получения такой поддержки упрощена максимально, согласование занимает не больше часа, подчеркнул Андрей Полосин.

«Мы делаем упор на взаимодействие «Росатома», медучреждений, городских и региональных властей, правоохранительных органов в борьбе с пандемией, — ​говорит он. — ​Стараемся решать проблемы точечно и эффективно. Например, недавно на Южном Урале в одной из поликлиник был всплеск посещаемости, возникли проблемы, в том числе с разделением потоков. Мы отправили туда десант Центра бережливой медицины ФМБА и оперативно решили проблему».

Этот центр в ФМБА появился в июне. Он создан совместно с «Росатомом», чтобы внедрять бережливые технологии в медучреждениях ФМБА. Кроме того, в октябре «Росатом» создал административный штаб, который при необходимости отправляет специалистов в атомные города в помощь местным властям.

В условиях тестомании

По количеству проведенных тестов на коронавирус Свердловская область входит в топ‑15 регионов. Ежедневно здесь делают по 20 тыс. тестов. Однако зачастую люди делают по три-четыре, а иногда и больше тестов в разных лабораториях. «Мы сейчас живем в условиях тестомании. Это результат психоза и паники, которые затрудняют работу лабораторий, а также дают возможность частникам наживаться на ситуации. Тариф фонда ОМС позволяет оплатить тест в пределах 1,5 тыс. рублей. Госучреждения придерживаются этих рамок, но в частных лабораториях тесты стоят по 3–5 тыс. рублей. В глобальном тестировании всех подряд, на мой взгляд, смысла нет», — ​заявил Павел Креков.

С ним согласен Игорь Борисевич. Из всего количества тестов, что делаются на разных территориях, где находятся подведомственные ФМБА медучреждения, положительными оказываются менее 6 %, приводит данные замруководителя федерального агентства. «Это свидетельствует о том, что часто тесты делают те, у кого для этого нет показаний», — ​отмечает Игорь Борисевич. Эффективнее тестировать на наличие антител, считает Павел Креков. Если антитела будут у 40–50 % населения, распространение вируса снизится до минимума. По имеющимся данным, в Свердловской области, к примеру, сейчас антитела выявлены у 25 % жителей.

Вакцина будет в январе

Уже идет массовое производство первой зарегистрированной отечественной вакцины, разработанной в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Начнут поставлять ее в начале ноября. В первую очередь в Москву, затем в города-миллионники. «Среди них Екатеринбург. Однако основное количество вакцины придет только в январе следующего года. Правда, в этом мы получим еще где-то 50 тыс. доз вакцины в рамках клинических испытаний. Я, кстати, уже привился, вошел в экспериментальную группу. Но еще не знаю, есть ли у меня антитела. Знакомые доктора говорят, у кого-то они появляются через 20 дней, у кого-то — ​через 30», — ​говорит Павел Креков.

Пока в России зарегистрировано две вакцины — ​«Спутник V» института им. Гамалеи и «ЭпиВакКорона» новосибирского научного центра «Вектор». Клинические испытания еще одной сейчас проводит Научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. Чумакова. К работе над созданием собственной вакцины в октябре приступил и фармацевтический завод «Медсинтез» в Новоуральске. Вакцина называется «Урал», предприятию понадобится не меньше года, чтобы завершить все работы.

Два лекарства от COVID

На новоуральском фармзаводе также производят «Триазавирин» — ​препарат, который региональный Минздрав рекомендует для профилактики и лечения COVID‑19. Это противовирусный препарат прямого действия семейства азолоазинов, который разработали ученые Уральского федерального университета, Института органического синтеза УрО РАН и Научно-исследовательского института гриппа Минздрава России. По заявлению разработчиков, препарат эффективен против 15 видов гриппа.

«Область финансирует клинические исследования «Триазавирина», которые проводит медуниверситет на базе городской клинической больницы № 40 в Екатеринбурге, там принимают пациентов с COVID‑19. Выводы об эффективности препарата в отношении коронавируса можно будет сделать через несколько месяцев, — ​говорит Павел Креков. — ​Но главврач больницы сообщил, что практически весь медперсонал принимал «Триазавирин», и среди них почти нет заболевших. Знаю, что Москва тоже закупила препарат и проводит клинические исследования. Будем ждать выводов».

Игорь Борисевич сообщил, что ФМБА работает над собственным инновационным препаратом от COVID‑19. Пока получены первые результаты доклинических исследований. «Ведем отработку дозы. На животных препарат показал полное отсутствие токсичности. В сравнении с другими рекомендованными Минздравом препаратами от COVID‑19 на хомяках показал равную эффективность. Думаю, в ближайшее время начнем клинические исследования», — ​отметил Игорь Борисевич.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: