Будущее композитов в России зависит от возобновляемой энергетики

Рынок новых материалов не сильно просел из-за пандемии, а в некоторых отраслях даже вырос и будет расти. Будущее композитов в России напрямую зависит от развития возобновляемой энергетики в нашей стране. А экспортные перспективы связаны в первую очередь с производством композитно-титановых деталей для авиастроения и переработкой графита. Такими прогнозами поделились участники форума «Композиты без границ», который в этом году прошел в онлайн-формате.

Панельную сессию модерировал глава композитного дивизиона «Росатома», гендиректор Umatex Александр Тюнин. Открыл дискуссию руководитель госкорпорации Алексей Лихачев. Он напомнил, что «Росатом» по поручению правительства разработал дорожную карту «Технологии новых материалов и веществ». К 2024 году Россия должна сократить технологическое отставание, а к 2030-му — ​войти в число мировых технологических лидеров по четырем направлениям: полимерные композиционные материалы, аддитивные технологии, редкие и редкоземельные металлы, а также новые конструкционные и функциональные материалы и вещества.

Партнеров все больше

«Мы здесь видим аналогии с первым атомным проектом, который обеспечил суверенитет и безопасность нашей страны, — ​сказал Алексей Лихачев. — ​Тогда ученые, инженеры, руководители столкнулись с новыми задачами, которые были решены буквально за считаные годы. И сегодня нам предстоит решить целый ряд материаловедческих задач фундаментального уровня, чтобы не проиграть конкурентам».

Первый заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров отметил, что особое внимание госкорпорация уделяет партнерской сети: «В этом году Umatex и «Роснано» создали совместное предприятие «Композит-инвест». В кооперации с «Сибуром» мы прорабатываем проекты для новой линейки композитных материалов на основе термопластов и сверхвысокомолекулярного полиэтилена». Соглашения о внедрении композитов заключены также с «Роскосмосом», «Газпромом», РЖД, «Русгидро».

Центром компетенций по композитному направлению определен межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ», сформированный по инициативе Umatex и объединивший уже 35 участников — ​промышленные предприятия, вузы, особые экономические зоны и технопарки.

Композиты и пандемия

О том, как обстоят дела на мировом рынке, рассказал гендиректор CarbConsult Дэн Пихлер, включившись в разговор из Флориды. Он перечислил главные отрасли, заинтересованные в композитах: коммерческая авиация, космическая промышленность, автомобилестроение, ветроэнергетика и спортивная индустрия. «Прошлый год был рекордным в мире по строительству ветряков, — ​сообщил Дэн Пихлер. — ​А пандемия привела к росту спроса на спортивные тренажеры, для производства которых также широко используют легкие и прочные композитные материалы. Люди боятся ходить в спортзалы, но хотят поддерживать форму, так что эта индустрия сейчас на подъеме».

Спад воздушных перевозок вынудил таких гигантов, как Boeing и Airbus, сократить объем производства. Тем не менее аналитики Boeing недавно выпустили прогноз, по которому авиастроение через три-четыре года не только полностью восстановится, но и будет расти теми же темпами, что и до эпохи коронавируса. Подробно об этом рассказал президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко: «Пандемия привела к тому, что старые самолеты из стали и алюминия перестают эксплуатировать. Boeing прекращает производство модели 737 Max, Airbus со следующего года не будет выпускать A380. Через 20 лет в мире будут летать 44 тыс. новых самолетов. 75 % из них, в первую очередь узкофюзеляжных, построят из композитов и титана. Это приведет к развитию технологий в композитной отрасли, включая автоматизацию и цифровизацию процессов, и мы увидим снижение себестоимости самых сложных композиционных материалов».

Россия в этой истории может стать ключевым игроком, считает Сергей Кравченко. Уже сейчас 56 типов деталей из титановых сплавов для Boeing и Airbus производят на Урале, и спрос на композитно-титановые составляющие для авиастроения будет только расти. Еще одна привлекательная ниша — ​переработка отходов композитного производства. «Наша страна могла бы стать лидером в области переработки черных отходов, графита. И кому, как не «Росатому» и «Роснано», создавать такие технологии», — ​уверен Кравченко.

Ветер перемен

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс настроен не так оптимистично. Точнее, он тоже уверен, что будущее за композитами и тесно с ними связанной возобновляемой энергетикой, но боится, что не все руководители в России разделяют это убеждение. В правительстве, по словам Чубайса, идет ожесточенная дискуссия насчет развития ветроэнергетики до 2035 года, от ее исхода во многом зависит будущее и композитной отрасли.

«Мы начали заниматься ветроэнергетикой и композитами 10 лет назад, многие тогда крутили пальцем у виска, — ​сказал Чубайс. — ​У меня было главное требование — ​двигаться в тот типоразмерный ряд оборудования для ветростанций, который даст нам спрос не только на стекло-, но и на углепластик. Тренд ближайших 5–10 лет — ​увеличение длины лопасти, рост прочности, что может дать только углепластик. Мы производим в Ульяновске 65-метровые лопасти для ветряков. И работаем над следующим переделом — ​это углепластиковые лонжероны». Но нужно понимать, какова стратегия государства в этой области, продолжает Чубайс. Если в правительственной дискуссии победят сторонники развития возобновляемой энергетики, у рынка композитов в России будут хорошие перспективы. В обратном случае придется закрывать то, что уже построено.

Резюмируя, Александр Тюнин выделил пять отраслей промышленности, где ожидается быстрый рост применения углекомпозитов. В ветроэнергетике — ​в два-три раза к 2030 году, благодаря постоянному увеличению длины лопасти. В гражданской авиации — ​в 2–2,5 раза, в том числе за счет распространения беспилотников. Легкость и надежность спортивного инвентаря — ​устойчивый тренд, в рамках которого идет постоянная замена не только традиционных материалов, но и полимерных композитов на основе стекловолокна на более легкий и прочный углепластик. В транспортной сфере, учитывая бурное развитие электрического и водородного транспорта, эксперты прогнозируют рост в три — ​пять раз в ближайшее десятилетие.

Судьба «Грифона»

Есть подвижки и в судостроении. Как сообщил на форуме глава «Роснано», при поддержке Минпрома России планируют запустить в серию катамаран из углепластика. Экспериментальный «Грифон» был спущен на воду в Петербурге три года назад. «Сегодня «Грифон» бегает между Медным всадником и Петергофом, зачастую опережая суда на подводных крыльях за счет своей мореходности», — ​говорит гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

Выход на серийное производство, считает Анатолий Чубайс, — ​показатель того, что пусть пока не так быстро, как хотелось бы, но производители и потребители в самых разных областях (в данном случае в сфере пассажирских водных перевозок) начинают оценивать композитные материалы не как экспериментальную игрушку, а как бизнес вдолгую. Так что, вполне возможно, скоро «убийцы «Метеоров» — ​так окрестили «Грифон» в Петербурге — ​начнут бегать по рекам и заливам всей страны.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: