В добрый Севморпуть: на новом атомоходе «Арктика» подняли флаг

В церемонии 21 октября принял участие глава кабмина РФ Михаил Мишустин. В Мурманске, где получил прописку ледокол, температура уже давно ниже нуля, с моря дует пронизывающий ветер. Но для ледового судна такие «минусы» — ​слабое подобие арктических морозов.

Русский путь в Индию

«Сегодня к нам пришло «молодильное яблочко» — ​так назвал новую «Арктику» заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. Человек он открытый, веселый, говорит просто и увлекательно. «Мало кто знает, что именно писал при Иване III посланник Герасимов про русский путь в Индию», — ​заинтриговал Рукша участников церемонии приемки судна, имея в виду посла Дмитрия Герасимова — ​весьма образованного для своего времени дипломата. Тот докладывал царю, что Северная Двина впадает в столь обширное море, что, придерживаясь правого берега, можно морским путем попасть в Китай и Индию — ​«если в промежутке не встретится какой-нибудь земли». Много позже подтвердилось, что земли в промежутке нет, но судоходству препятствуют льды. И лишь в XX веке северный путь покорили ледоколы.

Сначала на полюс

«Арктику» построили на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу «Росатома». Закладка состоялась 5 ноября 2013 года, спуск на воду — ​в июне 2016-го. Это флагман проекта 22220 («четыре двойки ноль» — ​так называют его судостроители), на сегодняшний день самый большой и мощный в мире ледокол. Он предназначен для проводки судов, в том числе крупнотоннажных, по Северному морскому пути. На чистой воде может развивать скорость до 22 узлов, расчетный срок службы — ​40 лет.

«Этот атомоход не зря называют универсальным, — ​рассказал Вячеслав Рукша. — ​Он двухосадочный. Вот, к примеру, стоящий рядом с «Арктикой» «Таймыр» — ​мелкосидящий, его строили для работы в мелководных устьях полярных рек. «Арктика» же прекрасно может работать и в открытом океане, и на реке Енисей на маршруте до Дудинки, и в Обской губе до мыса Каменный».

Поднять флаг доверили боцману Антону Скорбу

Ледокол вышел из Санкт-Петербурга 22 сентября, обогнул Скандинавский полуостров и, оказавшись в наших северных морях, взял курс строго на север. 3 октября в 18:00 по московскому времени «Арктика» достигла географической точки Северного полюса.

«Поход на полюс был запланирован, но до поры до времени не было желания много говорить об этом», — ​признался гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. Действительно, судно новое, поход первый, моряки — ​люди суеверные. Рейс от Балтики до Северного полюса, а оттуда в Мурманск прошел успешно. Хотя арктические льды оставили автографы на корпусе атомохода — ​местами содрана краска.

Два капитана

На «Арктике» находились два капитана: Олег Щапин сдавал судно, полученное на Балтийском заводе, Александр Спирин принимал. Оба имеют огромный опыт работы на атомоходах. Спирин начинал службу в атомном флоте еще на старой «Арктике» — ​той, что первой в мире покорила Северный полюс в надводном плавании. Потом ходил на ледоколе «Советский Союз», был капитаном «России».

«Новая «Арктика» показала себя с самой хорошей стороны, нареканий нет ни к технике, ни к экипажу, — ​рассказал Александр Спирин журналистам. — ​Что касается ледовой обстановки, то сейчас она не такая суровая, как в конце зимы и весной. Лед по пути к полюсу был толщиной 1–1,2 м. Иногда встречались торосы по 2–2,5 м, но мы их без проблем преодолевали. Ледокол шел на мощности 40–50 % со скоростью 8–10 узлов».

Бутылочное горлышко на удачу

Официальная церемония приемки — ​подписание акта приема-передачи — ​состоялась 21 октября, спустя две недели после прихода ледокола в Мурманск. На борту собрались делегаты от Балтийского завода, Объединенной судостроительной корпорации, «Росатома», от правительства России — ​заместитель премьера Юрий Борисов. Подписи под документом поставили гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка и гендиректор Балтийского завода Алексей Кадилов. Теперь полноправный хозяин ледокола — «Атомфлот».

Была и короткая неформальная церемония. Представители завода передали капитану «Арктики» копию закладной доски и талисман — ​горлышко бутылки, которая была разбита о борт атомохода при спуске на воду.

Выше флаг

А на вертолетной площадке все уже было готово к поднятию флага. На борт поднялся председатель правительства Михаил Мишустин в сопровождении двух вице-премьеров, шести министров и руководителей «Росатома» и «Роскосмоса».

Глава «Росатома» Алексей Лихачев и премьер-министр Михаил Мишустин

«Этот ледокол — ​настоящее произведение искусства, великолепное чудо инженерной и научной мысли, — ​сказал глава «Росатома» Алексей Лихачев. — ​Внутри него бьются два мощных сердца — ​два атомных реактора РИТМ‑200, лучшие в мире по своим характеристикам».

«Ледокол всем хорош, — ​делится впечатлениями Мустафа Кашка. — ​Большая мощность, хорошая проходимость во льдах, «Арктика» способна преодолевать лед толщиной 2,9 м. Экипаж небольшой, что экономически эффективно. И конечно, новый реактор, который гораздо реже требует перезарядки».

Уже во время совещания, посвященного развитию Северного морского пути, «Арктику» оценил и Михаил Мишустин: «Я сегодня написал в книге отзывов на ледоколе, что это судно — ​свидетельство мощи атомного флота России и отечественной науки. Потому что это не просто сплав промышленных технологий, новых, совершенно уникальных исследований, но и доказательство российского лидерства в Арктике». По мнению премьера, развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути и подстегнет интерес международного бизнеса к этому коридору между Европой и Азией. Но самое важное — ​это обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе.

Впереди новые испытания

Через пять лет к «Арктике» присоединятся еще четыре атомохода этой серии, их уже строят на верфях Балтийского завода. «Заключен контракт и на строительство головного ледокола проекта «Лидер». Это сверхмощный корабль, который позволит круглогодично использовать Северный морской путь. Важно задействовать весь потенциал кратчайшего маршрута, который соединяет Европу и Азию», — ​добавил Михаил Мишустин.

«Арктику» ожидают новые испытания: в марте — ​апреле ледоколу предстоит пройти еще один экзамен — ​работу в сложной ледовой обстановке.

Капитан сдаточной команды «Арктики» Олег Щапин докладывает о прибытии судна в порт губернатору Мурманской области Андрею Чибису. Справа — гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка

Мустафа Кашка
Гендиректор «Атомфлота»

— Этой осенью «Арктика» будет задействована на морском канале и в Обской губе, она должна работать как можно больше, чтобы к зиме экипаж полностью освоил судно.

В этом году мы планируем объявить открытый конкурс на строительство дока для ледоколов проекта 22220. Собираемся строить в 2023–2026 годы многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания. Скорее всего, по проекту ЦКБ «Айсберг».

Нужно приложить все усилия для того, чтобы на Северном морском пути объем перевозок достиг запланированных значений (29 млн т в 2020 году. — «СР»).

Несмотря на финансовый кризис в этом году, у «Атомфлота» нет потерь. Даже с учетом того, что выпали доходы от круизных рейсов, а это около 300 млн рублей. Мы перекрыли убытки за счет новых заказов: сверхранних проводок, доставки дальневосточной рыбы, помощи судну «Академик Федоров» в исследовании границ шельфа.

Идет плановое продление ресурса реакторных установок. Ресурс установки «Ямала» продлен со 150 тыс. до 200 тыс. часов. Срок эксплуатации «Ямала» продлен ориентировочно до 2028 года. К концу года планируем продлить ресурс реакторных установок «Таймыра» и «Вайгача» с 200 тыс. до 235 тыс. часов. В зависимости от интенсивности эксплуатации этого хватит до 2026–2028 годов.

Записала Светлана Зайцева

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: