Атомный контейнеровоз «Севморпуть» доставил в Петербург камчатскую рыбу

Первый рейс, экспериментальный, состоялся в прошлом году, нынешний выполнен по поручению президента России организовать регулярные перевозки рыбы по Севморпути. «СР» разобралась в логистической экономике и узнала, что делала на борту кошка Люся. А капитан судна Фарид Габбасов (на фото) рассказал о специфике груза.

25 сентября «Севморпуть» привез из Петропавловска-Камчатского в Петербург 206 рефрижераторных контейнеров с замороженной белой, красной рыбой и кальмаром. Общий вес — 6,5 тыс. т. Заказчик рейса — ​«Совфрахт», крупнейший российский транспортно-логистический холдинг.

Умные контейнеры

«Забрали всю рыбу, которая была готова к отправке из Петропавловска-Камчатского на тот момент. Заполнили трюм на треть», — ​рассказывает капитан «Севморпути» Фарид Габбасов. На Камчатку судно пришло порожняком, 4 сентября пришвартовалось в порту грузового терминала «Сероглазка» холдинга «Норебо». Загрузили контейнеры, оформили документы и 8 сентября отправились в Петербург.

«Рыбу перевозили при температуре –25 °C. На судне находились два специалиста, они подключили рефрижераторные контейнеры и присматривали за их работой, — ​продолжает Фарид Габбасов. — ​Контейнеры эти умные: на каждом установлен датчик, который сообщает о поломке или изменении температуры».

Обратная дорога заняла 16,5 дня. «Берингово море пробежали быстро: в корму дул попутный ветер, он добавил скорости. В восточных арктических морях лед обошли стороной, но встретили большие айсберги. Шли в тумане — ​видимость ограниченная, сбавили скорость до 12 узлов (скорость «Севморпути» на чистой воде 20 узлов. — «СР»). По дороге видели китов и моржей. Звери высовывались из воды, интересовались, что за бандура к ним приплыла», — ​улыбается Фарид Габбасов.

В Карском и Норвежском морях судно прошло через шторма: высота волны достигала 5 м, скорость ветра — ​30 м/c. Но контейнеровоз хорошо идет даже в такую погоду. «На Балтике встретили новый ледокол «Арктика». Мы сбавили ход, они пробежали мимо. Погудели друг другу в знак приветствия. Красивый ледокол получился», — ​говорит капитан. В Петербурге «Севморпуть» пришвартовался к причалу портового комплекса «Петролеспорт».

По просьбе губернатора

Первый рейс с рыбой из Петропавловска-Камчатского в Петербург «Севморпуть» совершил в 2019 году, 20 августа — ​15 сентября. Тогда привезли 204 рефрижераторных контейнера с 6,5 тыс. т рыбы и 66 контейнеров с другим грузом. В мае этого года президент Владимир Путин поручил наладить регулярные перевозки рыбы с Дальнего Востока по Севморпути. С таким предложением к главе государства обратился Владимир Солодов, тогда еще врио губернатора Камчатки. В 2019 году объем добычи камчатских рыбаков составил треть общероссийского улова: в пик путины холодильные и другие мощности Владивостока оказались перегружены. «Задержки во Владивостоке — ​один из факторов отказа рыбопромышленных компаний от поставок на внутренний рынок. Решением может быть более активное задействование Севморпути для доставки рыбы в центральные районы России», — цитировал ТАСС Владимира Солодова.

Морем выгоднее

«Мы отрабатывали схему перевозки с Камчатки в Москву, сравнивали затраты, — ​говорит заместитель главы дирекции СМП Максим Кулинко. — ​Если везти рыбу железной дорогой, то вначале фидерными судами ее надо доставить во Владивосток, затем перегрузить на железную дорогу и довезти до Москвы. Общие затраты — ​17 рублей на килограмм. А перевозка по Севморпути до Петербурга и последующая доставка в Москву автотранспортом обойдутся в 9,5 рубля. Да, можно говорить о неучтенных экспедиторских расходах, аренде контейнеров и т. д. Но в целом морская перевозка выгоднее».

Чтобы тариф на перевозку был выгодным, контейнеровоз должен быть загружен на 90 % в оба направления. Вопрос обратной загрузки — ​по дороге на Камчатку — ​в стадии обсуждения. Весной дирекция СМП собрала со всех арктических субъектов предложения по этому поводу. Самым активным был Архангельск, который готов отправлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона пеллеты и пиломатериалы в контейнерах.

«Возможно, будем возить рыбу из Мурманска на Дальний Восток. Треску, например. Она у нас в Мурманске вкусная, жирная. Китайцы ее очень уважают, у них такой нет», — ​говорит Фарид Габбасов.

В следующем году «Атомфлот» привезет в Петербург еще больше камчатской рыбы. По словам Максима Кулинко, летом и осенью 2021 года контейнеровоз «Севморпуть» совершит четыре рейса с рыбным грузом.

Кошка на борту

В рыбный рейс на контейнеровозе «Севморпуть» ходила кошка Люся. Стерегла рыбу, смеется экипаж. «Оставить было не с кем. Пришлось взять с собой», — ​пояснил хозяин кошки матрос Владислав Кураев. Люся проживала у него в каюте, иногда гуляла сама по себе, как и полагается кошкам. Экипаж к ней привык, полюбил. «Лучшая кошка на всем Севморпути», — ​комментирует капитан. Правда, ее приходилось часто мыть. «Постоянно где-то пачкалась на своих прогулках», — ​говорит Владислав Кураев. В сентябре вахта матроса закончилась, и он с Люсей отправился домой.

Та самая Люся. Стерегла рыбу как могла

Кстати

На рейсе «Севморпути» из Петропавловска-Камчатского в Петербург работала экспедиция «Цифровое судно СМТК», организованная «Русатом Карго». Группа специалистов собрала данные для технико-имитационного моделирования маршрута Северного морского транзитного коридора (СМТК), который предназначен для евроазиатского товарообмена через СМП. Проект СМТК включает строительство инфраструктуры и флота — ​арктических контейнеровозов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: