Радий жизни: «Росатом» создал препарат для лечения рака предстательной железы
В Радиевом институте разработали технологию производства дихлорида радия‑223, который считается единственным действенным препаратом для лечения костных метастазов при метастатическом кастрационно-резистентном раке предстательной железы. Лекарство прошло доклинические испытания в двух научных центрах, безопасность и функциональная пригодность подтверждены. В институте готовятся к клиническим исследованиям и параллельно работают над препаратами других альфа-излучающих изотопов.
Передний край ядерной медицины — таргетная терапия, когда радиоактивный изотоп наносит прицельный удар по раковой клетке. Сделать удар максимально сильным позволяют альфа-излучающие радионуклиды. «Мы разрабатываем препараты радия‑223, радия‑224 и актиния‑225. Принцип действия основан на доставке радиоактивного атома к раковой клетке на специальных биологических молекулах, — рассказывает заместитель гендиректора Радиевого института по организации научной деятельности Александр Костылев. — Это обеспечивает исключительную эффективность лечения с минимумом побочных эффектов. Препараты такого типа — новейшее поколение».
Цена эффективности
Препараты радия дают результат в лечении широкого спектра онкологических заболеваний, в том числе метастатических форм рака, которые слабо реагируют на другие методы терапии. «Исключительная эффективность даже при лечении ранее считавшихся неизлечимыми заболеваний, — отмечает Александр Костылев. — В одних случаях наблюдается полное выздоровление, в других жизнь пациента продлевается на 10–15 лет».
Радий‑223 — единственный действенный препарат против кастрационно-резистентного метастатического рака предстательной железы, рекомендованный к широкой клинической практике ведущими центрами мира: Национальной комплексной онкологической сетью США (NCCA), Европейским обществом медицинской онкологии (ESMO), Европейской ассоциацией урологов (EAU).
В препаратах на основе радия‑223 только в нашей стране ежегодно нуждаются до 50 тыс. человек. Но единственный такой РФП на рынке — импортный «Ксофиго» фирмы Bayer. Курс обходится примерно в 1 млн рублей — недоступен для большинства пациентов. Радиевый институт предлагает альтернативу. Разработчики утверждают, что российский препарат будет продаваться по приемлемой цене и обеспечит полное импортозамещение.
Проверка на мышах
Препаратами радия‑223 институт занялся в 2018 году в рамках инвестиционного проекта АО «Наука и инновации», а препаратами радия‑224 и актиния‑225 — в 2019-м, в рамках проектов единого отраслевого тематического плана НИОКР «Росатома».
На первом этапе, создания технологии производства, ученые придумали, как получать радий‑223 из старых облученных мишеней с радием‑226, которые остались от других работ института.
Доклинические испытания на лабораторных мышах препарат прошел в Российском научном центре радиологии и хирургических технологий им. Гранова и в НМИЦ онкологии им. Блохина. «Испытания показали безопасность, эффективность и функциональную пригодность, — говорит Александр Костылев. — Теперь предстоит выход на клинические испытания. Мы собираемся завершить их в 2024 году». Врио генерального директора Радиевого института Иван Русских сообщил, что производство препарата планируется наладить тогда же. Вполне возможно, во второй половине 2024 года препараты радия‑223 появятся в клиниках.
«Наша страна производит значительный объем сырьевых медицинских изотопов для зарубежных рынков, но собственных РФП — крайне мало. Производство радия‑223 позволит закрыть потребности России на много лет вперед и обеспечит полное импортозамещение в этом секторе РФП, — подчеркнул Иван Русских. — В сотрудничестве с медиками мы сможем организовать выпуск передовых препаратов для адресной альфа-радионуклидной терапии онкологических заболеваний. В институте проводятся НИОКР по созданию препаратов актиния‑225 и радия‑224. По нашим планам, они появятся на рынке в 2025–2026 годы. Врачи горячо поддерживают эту работу и считают ее решением важнейшей социальной задачи».