Вселение в робота: рассказываем о необычных профессиях

Мониторить ветер, вселиться в робота и сконструировать двигатель на воде — ​мы продолжаем рассказ о людях «Росатома», чьи профессиональные истории вдохновляют.

Северный ветер

Василий Николаев заинтересовался ветроэнергетикой, когда учился на старших курсах в МИФИ. Устроился в научно-информационный центр «Атмограф», который в числе прочего занимается малой и возобновляемой энергетикой. Потом прошел обучение по этому профилю в Датском техническом университете (DTU). Дания, кстати, один из пионеров ветроэнергетики: первый генератор там был установлен в 1976 году.

Когда в России приняли нормативную базу по возобновляемой энергетике, а «Росатом» победил в первом тендере на строительство ветростанций общей мощностью 660 МВт, Василий понял, что это его шанс. Сейчас он работает начальником отдела ветромониторинга и размещения ВЭС в «Новавинде». «Наиболее творческая задача у меня — ​разработка схем расположения ветроустановок, — ​рассказывает Василий. — ​Подбор площадок под ветропарки в России, теперь уже общей мощностью 1 ГВт, можно назвать самым амбициозным проектом в моей карьере. В «Атмографе» было еще несколько примечательных. Мы выбирали площадку и оценивали экономические показатели для ВЭС мощностью до 50 ГВт за полярным кругом, которая поставляла бы электроэнергию в Китай. У побережья Северного Ледовитого океана огромный ветровой ресурс. Протяженность кабеля для перекачки электроэнергии составила бы порядка 5 тыс. км. Но из-за высокой себестоимости и неготовности рынка концепт так и остался концептом. Еще один наш проект — ​подбор оборудования и разработка оптимальной схемы расположения одного из первых ветродизельных комплексов на Сахалине. Это направление оказалось успешным — ​на острове уже десяток таких комплексов».

Ветромониторинг нужен для уточнения технических и экономических характеристик будущего ветропарка, подбора оборудования. Исследования ведутся непрерывно в течение минимум года. «На площадке устанавливается мачта высотой от 10 до 150 м, увешенная датчиками скорости и направления ветра, температуры и влажности воздуха и др. Ветроизмерительный комплекс оснащен системой сбора, хранения и передачи данных и системой энергоснабжения. В последние годы начинают применяться и удаленные системы мониторинга — ​оптические и лазерные», — ​объясняет наш собеседник.

Вселение в робота

Сергей Флоря в 2006 году поступил в аспирантуру ИТЭФа и стал младшим научным сотрудником. Занимался наработкой ядерных данных на ускорителе ТВН-ИТЭФ. В 2010-м перешел в «РосРАО» (теперь — ФЭО) как ведущий специалист, сейчас — ​заместитель гендиректора по международной деятельности и новым бизнесам.

«Самое сложное в моей работе — ​внедрение новых подходов в решения 50-летней давности. Вместе с командой из НПО «Андроидная техника» из Магнитогорска мы адаптируем технологии применения антропоморфных роботов к работе в условиях радиации. Пока у нас два робота — ​Алеша и Софья. Я и сам пробовал управлять одним из них с помощью специального костюма. Процедура подключения оператора называется «вселением».

Антропоморфный робот Алеша предназначен для дистанционной работы с радиоактивными отходами

Сергей считает, что человек не должен работать во вредных условиях, даже если этот труд дополнительно оплачивается. «Роботы как механические устройства меня не сильно вдохновляют, — ​говорит он. — ​Другое дело — ​программное обеспечение с элементами автономного принятия решений. И еще сенсорика, которая в Японии и США движется семимильными шагами. Последняя новация — ​перчатки управления, передающие тактильные ощущения».

Замеры на лыжах

Александра Данилюк — ​единственный гидрометрист на СХК. Ее зона ответственности — ​практически все гидротехнические сооружения комбината на реке Томи и технологические каналы. Она ежедневно проводит замеры: уровень, скорость, температура воды, рельеф дна, объем потребления и сбросов и проч. «Эти сведения нужны для соблюдения технологических режимов, — ​объясняет Александра. — ​В целом схема проста: провели наблюдение, сделали расчеты и по их результатам корректируем процессы, проводим эксплуатационные или ремонтные работы».

В этой профессии нужна хорошая физическая подготовка. «Например, зимой приходится на лыжах по сугробам добираться до объекта, чтобы сделать замеры, — ​рассказывает Александра. — ​Когда реку сковывает льдом, работы, конечно, поменьше, но погодные условия, особенно мороз и снегопад, добавляют трудностей. Ведь я веду постоянные замеры толщины льда и снега. Тот же лед нужно перед замером бурить до воды. Тут мне, правда, помогают коллеги, а я руковожу, показываю, где делать лунку».

Двигатель на воде

В 1999 году Родион Казанцев окончил кафедру гидромашин Санкт-Петербургского политехнического университета и устроился в ЦКБМ инженером-конструктором. «Коллектив был довольно возрастной, мало молодых людей тогда шло в эту профессию. А ЦКБМ как раз получил заказы на оборудование для строящихся АЭС в Китае и Индии. Под эти заказы предприятие получило деньги и начало набирать персонал. По карьерной лестнице я поднялся быстро: в 2002 году стал заместителем начальника отдела. Мне было 26 лет, моему начальнику на два года больше. И мы должны были ставить задачи конструкторам, которые в три раза старше и гораздо опытнее. Сложно было убеждать, спорить, аргументировать свою позицию. Учились находить общий язык».

Сейчас Родион Казанцев — ​главный конструктор по насосному оборудованию. Циркуляционные насосы, которые делает ЦКБМ, — ​важная часть реакторной установки, они обеспечивают циркуляцию теплоносителя в первом контуре. Одна из последних разработок бюро — ​ГЦНА‑1753. «В реакторном отделении только в ГЦН есть масло. Масло горит — ​значит, есть вероятность пожара. В конце 2000-х перед нами встала задача полностью исключить масло из насосного агрегата, и мы начали работать над вариантами. Сначала сделали агрегат с подшипниками, у которых было смазывание и охлаждение водой, и двумя независимыми валами, но этот вариант нас не устроил. Подшипники быстро изнашиваются, требуют ремонта. Кроме того, они трудоемки в изготовлении, что удлиняет производство агрегата. Поэтому мы создали ГЦНА‑1753, у которого единый вал и один подшипник в двигателе».

Курская АЭС‑2 будет первой, куда поставят новые ГЦН. Такие же смонтируют на АЭС «Аккую» в Турции, «Ханхикиви‑1» в Финляндии, «Пакш» в Венгрии, «Эль-Дабаа» в Египте.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: