Инженеры как волшебники: начал работу открытый лекторий «Росатома»
1 сентября, в День знаний, стартовал открытый лекторий «Росатома» — цикл онлайн-дискуссий о профессиях. Cтуденты и молодые атомщики могут напрямую задавать вопросы руководителям и экспертам «Росатома». На первой встрече обсуждали, легко ли сегодня быть инженером и что ждет профессию в будущем. Мы посмотрели и законспектировали.
О выборе профессии и карьере
Александр Хазин
Старший вице-президент АСЭ, директор проекта по сооружению АЭС «Пакш» в Венгрии
— Я поступал в институт в 1990-е и тогда не предполагал, что буду работать в такой интересной и сложной сфере. Мне всегда хотелось быть строителем, и я пошел учиться по этому направлению. Со временем захотел реализовывать масштабные инженерные объекты. И вот уже 13 лет занимаюсь строительством атомных станций. Начинал с Ростовской АЭС, поработал там на строительстве нескольких блоков, а после занялся зарубежными объектами.
Во всем мире уважают профессионалов. И когда ты развиваешься в профессии, узнаешь все ее секреты и нюансы, то потом легко находишь общий язык с другими людьми из своей сферы. Это удивительно приятное чувство, когда на другом конце мира — например в Венгрии или Бангладеш — ты встречаешь человека с таким же видением предмета, что и у тебя, с таким же инженерным образованием, подходом к работе. Между вами сразу возникает доверие.
Дмитрий Маркелов
Начальник смены реакторного цеха, Балаковская АЭС
— В детстве я, как и все мальчишки, мечтал о космосе и видел свое будущее в космической промышленности. Поступил в МГТУ им. Баумана на факультет энергомашиностроения, подавал документы только туда, другие вузы даже не рассматривал. Но так вышло, что мой научный руководитель занимался разработками для атомной отрасли. И спустя некоторое время я вернулся в родной город Балаково и начал работать на АЭС. Как только туда попал — сразу понял, что это мое.
Атомщик должен иметь знания по всем направлениям, не только в области физики. Мы на станции постоянно учимся. Каждый сотрудник за год должен сдать восемь экзаменов. Так что учиться приходится много и постоянно.
Алексей Комаров
Главный конструктор, заместитель гендиректора, начальник отделения реакторной установки с жидкометаллическим теплоносителем, «Гидропресс»
— Я был склонен к инженерии с детства, всегда нравилось что-то делать руками, создавать. Помню, постоянно мастерил родителям какие-то «улучшайзеры» для дома. Так что вопросов о выборе специальности у меня даже не возникало. Отучился на факультете машиностроения. Попав в «Гидропресс», я сначала был в шоке от объема информации, что на меня свалилась. Атомными технологиями я до этого особо не интересовался, так что было трудно. Но мне помогла способность разбираться в технической и нормативной документации и мой интерес к деталям.
Прогнозы на будущее
Виталий Квартин
Начальник конструкторской группы, ВНИИА
— Современный инженер — немножко программист. Сейчас многие пишут в резюме, что они опытные пользователи ПК. Но ведь мало уметь запускать какую-то стандартную программу. Понимать и изучать цифровые технологии инженер должен не на уровне базового пользования, а глубже. Современные технологии позволяют облегчить работу, сделать ее более эффективной, автоматизировать процессы. Этим надо пользоваться.
Сергей Чинейкин
Технический директор ЧМЗ
— Наверняка вы смотрели недавно вышедший фильм «Холоп», где герой попадает в вымышленное прошлое и пытается девушке объяснить, что такое мобильный телефон. Один говорит в одну коробочку, другой — в другую, и они слышат друг друга, даже если в разных избах сидят. Она спрашивает: «Как это возможно?» А он, замешкавшись, отвечает: «Чудо…» Действительно, многое из того, что мы сегодня считаем привычным, еще вчера казалось чудом. Главный навык инженера — умение создавать что-то новое. Сегодня чувствовать, что будет востребовано завтра. Инженеры фактически волшебники.
Юрий Бармаков
Первый заместитель научного руководителя, ВНИИА
— Цифровая трансформация — правильное направление, но, на мой взгляд, немного отсталое. Наш ВНИИА цифровой трансформацией начал заниматься еще в конце 1960-х годов, а в 1970-е большинство проектов мы вели с помощью ЭВМ. Поэтому для нашего и других институтов «цифровая трансформация» не самое правильное выражение. Я бы назвал то направление, на которое стоит обратить внимание, интеллектуализацией. В смартфоны, часы, технику — во все, что окружает человека, должны быть заложены принципы и возможности обучения. Так появляются возможности самодиагностики, самонастройки, самоисправления отказов — все то, что будет свойственно технике 2030–2050-х годов. Кстати, ВНИИА, предсказывая такое будущее, создал в МИФИ целый Институт физико-технических интеллектуальных систем, где готовят специалистов в сфере интеллектуализации.
Дмитрий Судаков
Руководитель проекта «Атлас новых профессий»
— Пандемия стала «прививкой будущего» и показала, как может развиваться работа в ближайшие десятилетия. Удаленка — только небольшой ее аспект. Самое важное — быть готовым постоянно меняться. Мы увидели, что сегодня большинство предприятий, вузов и школ банально оказались не готовы: ни организационные структуры, ни люди. Никто не знает, что будет дальше, это сложно предугадать.
В мире очень нужны суперспециалисты, которые будут готовы быстро перестроиться. Это как с полетом в космос: когда готовился первый отряд космонавтов, никто не знал, на какой ракете они полетят, — ракету строили одновременно с подготовкой экипажа. Поэтому космонавты должны были быстро доучиться, когда ракета будет готова. Сегодняшние инженеры, особенно в такой отрасли, как атомная, — это суперпрофессионалы, которые обладают широчайшим набором знаний в разных дисциплинах и очень быстро могут доучиться по конкретному направлению, которое потребуется дальше.
Егор Задеба
Доцент Института ядерной физики и технологий МИФИ
— Главный навык, который мы получаем, обучаясь фундаментальным наукам, — умение учиться. Обладать этим навыком и развивать его год от года — ключ к тому, чтобы всегда быть в профессии будущего. Пандемия показала, что онлайн-образование как никогда востребовано. Мы в МИФИ готовим курсы по разным направлениям: и ядерная физика, и программирование, и VR-системы, и медицинская физика. Многие специалисты из других областей, не только молодые, но и уже состоявшиеся, наши курсы смотрят, изучают и развиваются. Это как раз значит стать профессионалом в освоении новых технологий.