В звездный путь: как будут строить самый мощный в мире ледокол
Заместитель руководителя проекта дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» Сергей Константинов отвечает за сооружение атомного ледокола 10510 «Лидер». Мы узнали, в чем уникальность нового сухого дока «Звезды», из чего будет изготовлен ледовый пояс судна и почему спуск ледокола на воду на самом деле станет его подъемом.
— Интересно узнать, кто руководит строительством «Лидера». Расскажите о себе.
— Мне 31 год, я окончил Кораблестроительный университет в Петербурге, работал на местной «Северной верфи», прошел путь от мастера до ведущего инженера по подготовке производства. На Балтийском заводе строил атомоходы проекта 22220 «Арктика» и «Сибирь». В 2018 году получил приглашение от ССК «Звезда». Амбициозный проект, подумал я. Принял предложение и вместе с женой переехал из Петербурга в город Большой Камень, где располагается верфь.
— Строить «Лидер» планируется крупноблочным методом. Чем это отличается от способа строительства атомоходов на Балтийском заводе?
— На стапеле Балтийского завода ледокол собирают из секций весом около 100 т каждая. «Звезда» секции судна будет объединять в блоки в цехах, а уже после доставлять на стапель. Это позволит выполнить больше работы и сократить срок строительства.
Предельный вес блока из секций — 1,2 тыс. т, это максимальная грузоподъемность самого мощного в России крана «Голиаф», установленного в доке, где будут строить «Лидер». Корпус и надстройка атомохода состоят из 19 блоков.
— «Звезда» завершает строительство сухого дока. Что это за сооружение?
— Наш сухой док — одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений, в России таких больше нет. Это углубленный на 14 м в грунт водонепроницаемый котлован прямоугольной формы, примыкающий к акватории залива. Длина дока — 485 м, ширина — 114 м. По всей длине он разделен на два отсека — в каждом одновременно можно строить два судна. Над доком располагается крановое оборудование: «Голиаф» и четыре вспомогательных крана грузоподъемностью по 70 т.
Перед началом работы отсек отделяют от акватории водонепроницаемым затвором — батопортом. Воду откачивают насосами. После сборки блоков док заполняют морской водой, судно всплывает над стапелем. Технологически это подъем, но называется спуском на воду. Затем батопорт отводится в сторону, а судно выходит в акваторию для достройки.
Важно отметить, что работа в отсеках выполняется независимо. То есть в один момент мы можем строить судно в одном отсеке дока и выводить достроенное на воду из другого.
— Какие у сухого дока ограничения по тоннажу?
— В одном отсеке мы сможем сформировать корпус до 50 тыс. т, затем судно необходимо вывести в акваторию.
— Какие работы по «Лидеру» будут проведены в доке?
— В доке мы построим корпус, смонтируем часть крупногабаритного оборудования: две паротурбинные установки из четырех и реакторную установку. Частично — надстройку. После спуска на воду смонтируем еще две паротурбинные установки, начнем швартовные испытания, загрузим топливо, завершим достроечные работы и надстройку. Затем начнутся ходовые испытания. Далее мы проведем «Лидер» Северным морским путем до порта приписки в Мурманск (ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2027 год. — «СР»).
— Будет кооперация с другими верфями для строительства «Лидера»?
— Мы подписали договор о сотрудничестве с Дальневосточным заводом «Звезда», у которого есть большой опыт работы с реакторными установками и ядерными материалами (ДВЗ «Звезда», градообразующее предприятие Большого Камня, занимается ремонтом подводных лодок Тихоокеанского флота. — «СР»). Будем привлекать его специалистов.
БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ
Город находится в 30 км от Владивостока, на берегу Уссурийского залива Японского моря. Население в Большом Камне — почти 38 тыс. На верфи ССК «Звезда» работают 3,6 тыс. человек, более 80 % — жители Приморского края. К вводу в эксплуатацию всех объектов в 2024 году сотрудников станет более 7 тыс. Кадры привлекают со всей России.
— Что из инфраструктуры у ССК «Звезда» уже есть, а что нужно построить?
— Уже действует блок корпусных производств, где проходит раскрой и обработка металла, сборка секций, введены в эксплуатацию окрасочные камеры и цех, где секции формируются в блоки и насыщаются оборудованием.
Достраиваем инфраструктуру для изготовления баков металловодной защиты, защитной оболочки, биологической защиты реактора — механомонтажный цех и цех укрупнения блоков.
Строительная программа верфи, рассчитанная до 2024 года, позволит нам одновременно строить ледокол и другие суда, все графики синхронизированы.
— Какой этап строительства «Лидера» станет самым ответственным для вас?
— Трудно выделить один этап — каждый заслуживает особого внимания, каждый наукоемкий, трудоемкий и ответственный. Мы серьезно готовимся к монтажу реакторной установки. Этап изготовления корпуса обещает быть интересным. Нам предстоит работать с плакированными сталями, из которых будет изготовлен ледовый пояс судна — зона максимальной нагрузки при взаимодействии ледокола со льдом. Это двухслойные стали из разных сортов металла: нержавеющего и обычного черного.
Николай Мантула
Заместитель гендиректора по развитию флота, руководитель представительства «Атомфлота» в городе Большой Камень, глава группы наблюдения за строительством атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер»
— Первый атомоход проекта получил название «Россия». В соответствии с условиями государственного контракта «Атомфлот» создал в Большом Камне группу наблюдения за строительством. На первом этапе в нее входят пять человек: я, начальник технического отдела, два экономиста и помощник руководителя. Строительство наберет обороты — группа увеличится. Это не обязательно будут сотрудники «Атомфлота» — жители Большого Камня и Приморского края тоже могут войти в ее состав.
Группа наблюдения контролирует соответствие техническому проекту и рабочей документации, соблюдение сроков, целевое использование средств (на строительство головного судна из бюджета выделено 127,576 млрд рублей. — «СР»).
Важная составляющая строительства — управление качеством. Будем со специалистами «Звезды» проводить проверки, выявлять несоответствия и устранять их. Чтобы за динамикой строительства могли наблюдать коллеги из Москвы и Мурманска, в сухом доке будут установлены две видеокамеры.
В Большом Камне я планирую работать до сдачи судна в эксплуатацию в декабре 2027 года. Это новый, очень интересный этап моей биографии. Я уже перевез жену и 11-летнюю дочь. По выходным изучаем город и окрестности. Инфраструктура сильно изношена, дороги в неудовлетворительном состоянии, требуются серьезные вложения в ремонт, модернизацию. Считаю, что создание комфортной городской среды — важнейший элемент эффективности и конкурентоспособности современного судостроительного комплекса. Надеюсь, скоро все изменится к лучшему — «Звезда» развивается, из бюджета выделяют средства на улучшение городской среды.
Природа в Приморье изумительная, много невероятно красивых мест. Мы дважды побывали в сафари-парке. Там живет тигр Амур, который прославился своей дружбой с козлом Тимуром, об этом много писали в СМИ.
Нелегко привыкнуть к приморскому лету, ведь я родился и 59 лет прожил в Мурманске. Весь июль в Большом Камне стояла жара, днем 28 °C, высокая влажность. Ездим с семьей на ближайшие пляжи. Правда, недавно один из отдыхающих сфотографировал акулу-мако недалеко от берега. Теперь будем внимательно относиться к выбору мест для купания.
СПРАВКА
Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом во главе с НК «Роснефть». В портфеле заказов с учетом опционов — 59 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», разместившая заказ на 28 судов. В продуктовую линейку войдут суда водоизмещением до 350 тыс. т, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначения, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась из-за отсутствия необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.
СУДА ПРОЕКТА «ЛИДЕР»
Длина | 209 м | |
Ширина | 47,7 м | |
Мощность | 120 МВт (на валах) | |
Скорость хода по чистой воде | 22 узла | |
Максимальная ледопроходимость | 4 м | |
Водоизмещение | ≈69,7 тыс. т | |
Технический проект | ЦКБ «Айсберг» | |
Ядерная энергетическая установка с двумя реакторами РИТМ-400 | ОКБМ им. Африкантова |