В звездный путь: как будут строить самый мощный в мире ледокол

Заместитель руководителя проекта дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» Сергей Константинов отвечает за сооружение атомного ледокола 10510 «Лидер». Мы узнали, в чем уникальность нового сухого дока «Звезды», из чего будет изготовлен ледовый пояс судна и почему спуск ледокола на воду на самом деле станет его подъемом.

— Интересно узнать, кто руководит строительством «Лидера». Расскажите о себе.

— Мне 31 год, я окончил Кораблестроительный университет в Петербурге, работал на местной «Северной верфи», прошел путь от мастера до ведущего инженера по подготовке производства. На Балтийском заводе строил атомоходы проекта 22220 «Арктика» и «Сибирь». В 2018 году получил приглашение от ССК «Звезда». Амбициозный проект, подумал я. Принял предложение и вместе с женой переехал из Петербурга в город Большой Камень, где располагается верфь.

— Строить «Лидер» планируется крупноблочным методом. Чем это отличается от способа строительства атомоходов на Балтийском заводе?

— На стапеле Балтийского завода ледокол собирают из секций весом около 100 т каждая. «Звезда» секции судна будет объединять в блоки в цехах, а уже после доставлять на стапель. Это позволит выполнить больше работы и сократить срок строительства.

Предельный вес блока из секций — ​1,2 тыс. т, это максимальная грузоподъемность самого мощного в России крана «Голиаф», установленного в доке, где будут строить «Лидер». Корпус и надстройка атомохода состоят из 19 блоков.

Сергей Константинов мечтает остаться в Большом Камне и построить три ледокола «Лидер»

— «Звезда» завершает строительство сухого дока. Что это за сооружение?

— Наш сухой док — ​одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений, в России таких больше нет. Это углубленный на 14 м в грунт водонепроницаемый котлован прямоугольной формы, примыкающий к акватории залива. Длина дока — ​485 м, ширина — ​114 м. По всей длине он разделен на два отсека — ​в каждом одновременно можно строить два судна. Над доком располагается крановое оборудование: «Голиаф» и четыре вспомогательных крана грузоподъемностью по 70 т.

Перед началом работы отсек отделяют от акватории водонепроницаемым затвором — ​батопортом. Воду откачивают насосами. После сборки блоков док заполняют морской водой, судно всплывает над стапелем. Технологически это подъем, но называется спуском на воду. Затем батопорт отводится в сторону, а судно выходит в акваторию для достройки.

Важно отметить, что работа в отсеках выполняется независимо. То есть в один момент мы можем строить судно в одном отсеке дока и выводить достроенное на воду из другого.

— Какие у сухого дока ограничения по тоннажу?

— В одном отсеке мы сможем сформировать корпус до 50 тыс. т, затем судно необходимо вывести в акваторию.

Модель сухого дока. Сверху — ​кран «Голиаф» высотой 120 м и шириной 189 м. Таких кранов у «Звезды» два, еще один работает на открытом достроечном стапеле

— Какие работы по «Лидеру» будут проведены в доке?

— В доке мы построим корпус, смонтируем часть крупногабаритного оборудования: две паротурбинные установки из четырех и реакторную установку. Частично — ​надстройку. После спуска на воду смонтируем еще две паротурбинные установки, начнем швартовные испытания, загрузим топливо, завершим достроечные работы и надстройку. Затем начнутся ходовые испытания. Далее мы проведем «Лидер» Северным морским путем до порта приписки в Мурманск (ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2027 год. — «СР»).

— Будет кооперация с другими верфями для строительства «Лидера»?

— Мы подписали договор о сотрудничестве с Дальневосточным заводом «Звезда», у которого есть большой опыт работы с реакторными установками и ядерными материалами (ДВЗ «Звезда», градообразующее предприятие Большого Камня, занимается ремонтом подводных лодок Тихоокеанского флота. — «СР»). Будем привлекать его специалистов.


БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ

Город находится в 30 км от Владивостока, на берегу Уссурийского залива Японского моря. Население в Большом Камне — ​почти 38 тыс. На верфи ССК «Звезда» работают 3,6 тыс. человек, более 80 % — ​жители Приморского края. К вводу в эксплуатацию всех объектов в 2024 году сотрудников станет более 7 тыс. Кадры привлекают со всей России.


— Что из инфраструктуры у ССК «Звезда» уже есть, а что нужно построить?

— Уже действует блок корпусных производств, где проходит раскрой и обработка металла, сборка секций, введены в эксплуатацию окрасочные камеры и цех, где секции формируются в блоки и насыщаются оборудованием.

Достраиваем инфраструктуру для изготовления баков металловодной защиты, защитной оболочки, биологической защиты реактора — ​механомонтажный цех и цех укрупнения блоков.

Строительная программа верфи, рассчитанная до 2024 года, позволит нам одновременно строить ледокол и другие суда, все графики синхронизированы.

— Какой этап строительства «Лидера» станет самым ответственным для вас?

— Трудно выделить один этап — ​каждый заслуживает особого внимания, каждый наукоемкий, трудоемкий и ответственный. Мы серьезно готовимся к монтажу реакторной установки. Этап изготовления корпуса обещает быть интересным. Нам предстоит работать с плакированными сталями, из которых будет изготовлен ледовый пояс судна — ​зона максимальной нагрузки при взаимодействии ледокола со льдом. Это двухслойные стали из разных сортов металла: нержавеющего и обычного черного.


Николай Мантула

Заместитель гендиректора по развитию флота, руководитель представительства «Атомфлота» в городе Большой Камень, глава группы наблюдения за строительством атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер»

— Первый атомоход проекта получил название «Россия». В соответствии с условиями государственного контракта «Атомфлот» создал в Большом Камне группу наблюдения за строительством. На первом этапе в нее входят пять человек: я, начальник технического отдела, два экономиста и помощник руководителя. Строительство наберет обороты — группа увеличится. Это не обязательно будут сотрудники «Атомфлота» — ​жители Большого Камня и Приморского края тоже могут войти в ее состав.

Группа наблюдения контролирует соответствие техническому проекту и рабочей документации, соблюдение сроков, целевое использование средств (на строительство головного судна из бюджета выделено 127,576 млрд рублей. — «СР»).

Важная составляющая строительства — ​управление качеством. Будем со специалистами «Звезды» проводить проверки, выявлять несоответствия и устранять их. Чтобы за динамикой строительства могли наблюдать коллеги из Москвы и Мурманска, в сухом доке будут установлены две видеокамеры.

Уникальные технические характеристики позволят «Лидеру» обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики

В Большом Камне я планирую работать до сдачи судна в эксплуатацию в декабре 2027 года. Это новый, очень интересный этап моей биографии. Я уже перевез жену и 11-летнюю дочь. По выходным изучаем город и окрестности. Инфраструктура сильно изношена, дороги в неудовлетворительном состоянии, требуются серьезные вложения в ремонт, модернизацию. Считаю, что создание комфортной городской среды — ​важнейший элемент эффективности и конкурентоспособности современного судостроительного комплекса. Надеюсь, скоро все изменится к лучшему — ​«Звезда» развивается, из бюджета выделяют средства на улучшение городской среды.

Природа в Приморье изумительная, много невероятно красивых мест. Мы дважды побывали в сафари-парке. Там живет тигр Амур, который прославился своей дружбой с козлом Тимуром, об этом много писали в СМИ.

Нелегко привыкнуть к приморскому лету, ведь я родился и 59 лет прожил в Мурманске. Весь июль в Большом Камне стояла жара, днем 28 °C, высокая влажность. Ездим с семьей на ближайшие пляжи. Правда, недавно один из отдыхающих сфотографировал акулу-мако недалеко от берега. Теперь будем внимательно относиться к выбору мест для купания.


СПРАВКА

Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом во главе с НК «Роснефть». В портфеле заказов с учетом опционов — ​59 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», разместившая заказ на 28 судов. В продуктовую линейку войдут суда водоизмещением до 350 тыс. т, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначения, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась из-за отсутствия необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.


СУДА ПРОЕКТА «ЛИДЕР»

Длина                                                    
209 м
Ширина47,7 м
Мощность120 МВт (на валах)
Скорость хода по чистой воде22 узла
Максимальная ледопроходимость4 м
Водоизмещение≈69,7 тыс. т
Технический проектЦКБ «Айсберг»
Ядерная энергетическая установка с двумя реакторами РИТМ-400ОКБМ им. Африкантова
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Главное
Код победителя: празднуем 80 лет успеха, формируем лучшее будущее на 100 лет вперед
Главное Новости
Запорожская АЭС получила лицензию на эксплуатацию первого энергоблока
Новости
20 педагогов стали лауреатами Всероссийской премии «Исток»
Федеральный номер «Страна Росатом» №48 (704)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №48 (704)

Заработала первая отечественная гигафабрика — стр. 4

Море, SOS и сломанный насос: как студенты спасли на хакатоне тонущего «Прометея» — стр. 13

На Кольской АЭС готовы к сооружению станции замещения — стр. 16

Скачать
Синхроинфотрон
В атомградах будут подавать любимые блюда отцов-основателей отрасли
Новости
Прокат олимпийской чемпионки на плавучей АЭС вошел Книгу рекордов России
Последние записи
Показать ещё