Северный морской путь — коридор больших возможностей
20 мая 2020 года «Русатом Карго» провел в онлайне экспертную сессию «Цели, задачи, типы цифровых моделей, их предназначение на примере проекта «Северный морской транзитный коридор» (СМТК)». О выполненных по проекту работах, новых технологиях и планах СМТК рассказали участники сессии.
Евгений Абакумов
Директор департамента информационных технологий, «Росатом»
— В «Росатоме» реализуется единая цифровая стратегия, в рамках которой выполняется программа по построению единой цифровой платформы атомной отрасли. Арктические проекты выделяются на фоне остальных комплексным, методологическим, производственным и научным подходом к решению поставленных задач, не имеющих аналогов в современном цифровом мире. СМТК должен стать важнейшим проектом создания нового бизнеса, базирующегося на лучших цифровых решениях мирового класса. Развитие цифровых технологий обеспечит прорыв для движения в арктическом направлении, создаст инновационную бизнес-модель развития Севморпути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации.
Ольга Кирдей
Первая заместительница гендиректора «Русатом Карго»
— СМТК — проект про будущее. Речь не идет о создании судов и логистической инфраструктуры в традиционном понимании XX века. СМТК должен стать экосредой сервиса для будущего рынка товарообмена на перспективном евроазиатском отрезке. Рынок товарообмена в горизонте до 2024 года и далее прогнозируется аналитиками как динамично меняющийся, требующий комплексных цифровых решений — сбора большого объема информации о грузоперевозках и состоянии груза в режиме онлайн. Потребитель хочет услугу под свою бизнес-задачу. В проекте СМТК много новых компонентов, которые должны соответствовать требованиям цифровой экономики и оставаться конкурентоспособными в условиях изменяющейся рыночной среды. Без цифровизации и сценарного математического моделирования даже войти в эту конкурентную среду будет сложно. Применение технологий цифрового моделирования позволит предложить долгосрочный конкурентоспособный продукт международного уровня. Не угадывать рынок, а прогнозировать его с высокой точностью.
Станислав Чуй
Директор по развитию проекта СМТК, «Русатом Карго»
— СМТК — комплексный и сложный высокотехнологический проект, требующий консолидации научно-технологического потенциала и взаимодействия на межотраслевом уровне. В современном мире сложные объекты без опережающей методологии не создаются. Мы взаимодействуем с ведущими научными школами — лидерами цифровых технологий моделирования: МФТИ, СПбПУ Петра Великого, МГУ, Российской венчурной компанией. Сформированы две подгруппы межотраслевой рабочей группы «Цифровые технологии СМТК»: «Цифровые сервисы, судовые и морские комплексы и системы» и «Проектирование судна, судовая энергетика, новые материалы». С августа 2019 года проведены 20 стратегических и экспертных сессий на базе профильных предприятий. ЦКБ «Айсберг» разработало 25 аванпроектов судов коммерческого флота. В «Интелтехе» сформирован облик модульной инфокоммуникационной платформы цифрового судна СМТК. Разработана концепция прототипа архитектурного конфигуратора информационной модели проекта СМТК на основе унифицированных методов архитектурного моделирования MBSE, сформирована концепция цифрового моделирования проекта.
Елена Тищенко
Советница по цифровой экономике декана экономического факультета МГУ
— Развитие СМТК повлияет на валовой региональный продукт регионов — участников реализации проекта, поспособствует созданию новых высокотехнологичных рабочих мест, даст импульс к перезапуску подотраслей на базе сквозных производственных технологий в экономике России. СМТК создаст основу инвестиционной привлекательности Севморпути. Этот проект отвечает требованиям устойчивого развития территории, обеспечивая повестку России, которая будет возглавлять Арктический совет с 2021 по 2023 год. Обеспечение экономического развития и экологической безопасности в Арктике на базе проектов «зеленой» экономики, использующей источники энергии с нулевым углеродным следом, становится во главе этой повестки.
Вячеслав Кондратьев
Профессор МФТИ
— В СМТК мы моделируем процессы создания инфраструктуры и строительства флота. В проекте используются разные методы моделирования, дополняющие друг друга: онтологическое, архитектурное, математическое, цифровые двойники. Используя цифровое моделирование, можно на стратегическом уровне создавать метамодели, которые моделируют рынки и экосистему новых продуктов, позволяют оценить межотраслевые и межстрановые эффекты создаваемого продукта, а также моделировать требования будущих стандартов для конкурентоспособности на мировом рынке. Затем формируем среду цифровых полигонов, на которых тестируются архитектурные, инженерные и стоимостные решения, проводится цифровой тест конкурентоспособности изделия.
Алексей Боровков
Руководитель Центра НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого
— Для создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции перспективна технология разработки цифровых двойников, которые агрегируют в себе все данные, получаемые на этапах проектирования, производства и эксплуатации объекта. Созданная нашим центром цифровая платформа CML-Bench предназначена для распределенной разработки цифровых двойников конструкций, машин, оборудования, технических и киберфизических систем, технологических и производственных процессов. В крупных проектах эта платформа обеспечила одновременную рациональную балансировку конфликтующих между собой 125 тыс. требований и ресурсных ограничений, сформированных экспертами. Для балансировки выполняются десятки и сотни тысяч испытаний на виртуальных стендах и полигонах. В работах участвуют сотни инженеров по десяткам проектов. Процесс проектирования на основе технологии цифровых двойников происходит по десяткам траекторий без увеличения сроков и стоимости проектирования.
СМТК В ЦИФРАХ
4,5 млн TEU* ПОТЕНЦИАЛ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ПО СМТК
30 единиц коммерческого флота ледового класса заложены в проект
2 транспортно-логистических узла будут построены
12 900 км маршрут по СМТК (можно пройти за 21 день)
- TEU (англ. twenty-foot equivalent unit, 20-футовый условный эквивалент) — единица измерения грузов, равная объему стандартного морского контейнера — 38 м³.
Справка
Проект Северного морского транзитного коридора с 2019 года развивает отраслевой логистический интегратор «Русатом Карго». Проект нацелен на создание нового предложения на международном рынке логистических услуг по грузоперевозкам между Северо-Западной Европой и Восточной Азией через Севморпуть.