«Росэнергоатом» разрабатывает цифровые платформы и инструменты для АЭС

Они войдут в состав нового продукта — «Шаблона эксплуатации». Концерн намерен использовать его на собственных АЭС и предлагать организациям, которые будут эксплуатировать зарубежные АЭС, возводимые по российскому дизайну.

Для российских АЭС и станций, возводимых по схеме ВОО (см. справку) за рубежом, «Росэнергоатом» разработал «Шаблон эксплуатации». Это комплекс интегрированных цифровых систем, с помощью которых функционируют базовые бизнес-процессы — управление эксплуатацией (от сооружения до вывода из эксплуатации), ремонтами, персоналом, взаимодействием эксплуатирующей организации с сетевым оператором, обменом информацией с партнерами, потребителями и т. д. «Шаблон эксплуатации» дополняет цифровые системы, обслуживающие хозяйственную деятельность АЭС — заключение договоров, закупки, движение денежных средств,— которые были внедрены примерно два года назад. Бизнес-процессы идут в программно-аппаратных комплексах — это так называемые цифровые ассистенты (см. «Цифровые ассистенты от «Росэнергоатома»), каждый выполняет конкретную задачу.

За последние несколько лет на создание базового набора систем — блока технической документации, блока управления эксплуатацией, ремонтами и обслуживанием и блока по управлению знаниями и компетенциями — «Росэнергоатом», по словам директора по экономике и финансам концерна Сергея Мигалина, потратил более 10 млн долларов.

На российских станциях уже работают цифровые платформы, отвечающие за эксплуатацию: системы по оценке готовности к ремонтам, системы управления обслуживанием оборудования, управления персоналом и его компетенциями. Отдельные цифровые ассистенты внедрены на Смоленской, Балаковской, Нововоронежской, Кольской АЭС и в дочерних компаниях «Росэнергоатома». В этом году «Шаблон эксплуатации» начнут внедрять в полном объеме на всех станциях в России. Его можно использовать на блоках с реактором любой серии (ВВЭР, РБМК, КЛТ). Параллельно «Шаблон эксплуатации» будут адаптировать для зарубежных блоков, которыми владеет «Росатом» по схеме BOO. Надо перевести на другой язык и при необходимости скорректировать техническую документацию и другие (например, визуальные) компоненты цифровых систем в соответствии с местными особенностями. Развертывание комплекса должно повысить эффективность работы станций и снизить удельные затраты на выработку киловатт-часа электроэнергии.


СПРАВКА

ВОО (build — own — operate, «строить — владеть — эксплуатировать») — это механизм государственно-частной реализации проекта, при котором частная организация строит, владеет и управляет объектами или структурами с определенной степенью поддержки со стороны правительства. В отличие от схемы build — own — operate — transfer (BOOT, «строить — владеть — эксплуатировать — передавать») или build — operate — transfer (BOT, «строить — эксплуатировать — передавать»), частная структура владеет объектом и не должна передавать его государству в конце определенного соглашением срока.


Краткое содержание «Шаблона эксплуатации»

Эксплуатация требует решения большого количества задач. Одна из них — контроль за физическим состоянием персонала с помощью измерений температуры, давления и пульса. Биометрический контроль позволяет свести к минимуму ошибки работников из-за плохого самочувствия или волнения или даже просто не допустить персонал к выполнению операций. Система распознавания лиц контролирует доступ на участок станции, который был определен в техническом задании на ремонт, и не позволяет сотрудникам, не имеющим права доступа, попасть в то или иное помещение.

Еще одна задача — создание цифрового двойника предприятия. 3D-голограммы и позиционирование и 3D-чертежи помогают работнику определять свое местонахождение на АЭС (особенно если специалист на станции впервые). На рабочем планшете он видит трехмерную модель станции и может отслеживать свой маршрут. Получить техническую документацию по конкретному узлу или системе помогут системы дополненной реальности. Если навести на объект планшет, на экране высвечивается информация о нем. В рабочем планшете можно оперативно обновлять данные по объектам после того, как с ними произвели какие-либо манипуляции (например, измерение или ремонт). Хранение и актуализация всего массива технической документации — это тоже самостоятельная задача.

Система управления ремонтами строится на предиктивной аналитике, использующей алгоритмы машинного обучения. Она дает рекомендации персоналу по принятию решений при эксплуатации оборудования. Предиктивная аналитика позволяет без потери рабочих кондиций оборудования сократить срок его простоя во время ремонта за счет внедрения схемы «ремонт по требованию», а не только по плану. Установленные на агрегате датчики фиксируют его состояние, и оператор в реальном времени получает детальную информацию от системы, откалиброванной на основе ранее накопленных и актуальных данных. При необходимости оператор может скорректировать режим работы или вовремя подготовить агрегат к ремонту.

Управлению персоналом в «Росэнергоатоме» уделяется особое внимание, поскольку в течение пяти лет концерн должен обучить несколько тысяч человек для работы на новых российских и зарубежных станциях. Традиционный способ получения знаний не подходит: у компании нет десятков лет для передачи опыта от старшего поколения младшему. Нужны зарекомендовавшие себя цифровые учебные программы, которые можно масштабировать на любое количество учеников: электронные курсы, обучение с применением технологий виртуальной реальности, цифровые тренажеры, имитирующие оборудование работающей АЭС. Для сотрудников создадут цифровые паспорта, в которых будут указаны их компетенции, а также информация о пройденных курсах и экзаменах, опыте, дозовой нагрузке, месте работы, нахождении на той или иной АЭС в определенный момент и т. д.

Штаб в Москве

Для развертывания цифровых систем на зарубежных АЭС необходимо организовать передачу данных в Москву: здесь находится фактический центр принятия решений, технологической экспертизы и разрешения кризисных ситуаций. Надо построить защищенные каналы связи, организовать трансграничную передачу данных, построить центры обработки данных (ЦОДы), адаптировать цифровые решения к языковым и культурным особенностям других стран.

В некотором смысле «Росэнергоатому» повезло: разворачивать цифровые системы на зарубежных станциях он будет сейчас, когда эти технологии стали сравнительно массовыми. Появился выбор поставщиков, решений, технологии стали гораздо дешевле, чем пять лет назад, что позволяет довольно быстро окупать инвестиции в цифровые решения и обеспечивает экономическую эффективность новых цифровых систем.

Сейчас для «Шаблона эксплуатации» используют как российские системы (в том числе разработки «Росэнергоатома»), так и зарубежные. Чтобы не зависеть от одного поставщика, концерн закупает решения у разных подрядчиков, оставляя за собой функции системного архитектора и интегратора. Приоритет отдается технологически независимым решениям, на которые не смогут повлиять санкции или монопольное положение поставщика.

Коммерческая перспектива

«Росэнергоатом» планирует не только использовать «Шаблон эксплуатации» на своих станциях, но и предлагать его владельцам станций российского дизайна. Продавать комплекс будет интегратор — «Русатом Сервис». Как следствие, должны увеличиться доходы «Росэнергоатома». «Это не просто набор программ, это абсолютно продуктовое решение с поддержкой, разработкой, коммерческой стоимостью»,— заверил Сергей Мигалин.

В предложение «Русатом Сервиса» войдут лицензии на право использования преднастроенного шаблона, консультационная поддержка экспертов центрального офиса «Росэнергоатома», сопутствующие решения по информационной безопасности и место в облаке в ЦОДах концерна.

Базовая комплектация «Шаблона эксплуатации» включает блок технической документации, блок управления ремонтами и обслуживанием и блок по управлению компетенциями и знаниями персонала. Системы типа умной СКУД (системы контроля и управления доступом), видеоаналитики средств индивидуальной защиты, виртуальной АЭС и другие программы-ассистенты клиенты могут заказывать опционально или приобретать отдельно в виде самостоятельных, пригодных к интеграции решений или сервисов.


ЦИФРОВЫЕ АССИСТЕНТЫ ОТ «РОСЭНЕРГОАТОМА»

  • Документарий АЭС и информационная модель
  • Предиктивная аналитика оборудования
  • Голосовое управление и биометрия Видеоаналитика СИЗ Мониторинг здоровья
  • Умная СКУД
  • Цифровая рентгеноскопия
  • Удаленное управление кранами
  • Мониторинг установки ТВС
  • Контроль периметра при помощи роботов
  • Цифровые паспорта работников
  • Платформа VR-обучения
  • Тренажер запуска АЭС
  • 3D-голограмма и позиционирование
  • 3D-чертежи и модель знаний
  • Платформа Robotic Process Automation (RPA)
  • Доверенная мобильная среда
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: