От пошива одежды к маскам в условиях пандемии
До начала эпидемии предпринимательница из Зеленогорска Жанна Мандзий в своем ателье шила одежду и маскарадные костюмы на заказ. Однако с начала апреля переориентировалась на пошив медицинских масок. Спрос на одежду упал, а маски в атомграде были дефицитом. В итоге за две первые недели карантина ателье выручило столько же, сколько за два обычных месяца.
Зеленогорск, как и большинство других атомных городов, изолировали 1 апреля. Ограничили въезд и выезд, передвижение жителей по городу, работу большинства предприятий сферы услуг. Также гражданам рекомендовали носить медицинские маски в общественных местах, однако купить их было негде. Запаса в городских аптеках хватило на пару дней, а с поставками новых партий в Зеленогорске, как и по всей стране, возникли сложности. Дефицитный товар горожане просили у знакомых, работающих в крупных компаниях, которые старались обеспечивать свой персонал средствами защиты. Тогда Жанна Мандзий решила сшить пробную партию медицинских масок для семьи и знакомых.
Проверенный спанбонд
Предпринимательница взяла выкройку обычной одноразовой маски. Для шитья масок выбрала спанбонд — он как раз соответствовал требованиям, предъявляемым к материалу медицинских масок. Жанне Мандзий эта ткань была хорошо знакома, так как ее используют для изготовления чехлов для одежды. В обычной жизни ее ателье Jannet шьет на заказ одежду и маскарадные костюмы для праздников, а также выдает их на прокат.
«Костюмы между периодами острого спроса по праздникам нужно хранить. И чехлы из спанбонда показали себя с наилучшей стороны,— рассказывает Жанна Мандзий.— Костюмы хранятся в подвальном помещении, но запаха никакого не остается. Это говорит о том, что спанбонд отлично пропускает воздух. Следовательно, и в масках из него дышать лучше, чем в многослойных марлевых». Спанбонд предпринимательница покупала в магазинах товаров для сада: этот материал также используют для защиты грядок от сорняков и птиц.
Опробовав получившиеся маски на себе, Жанна Мандзий поместила объявление о пошиве масок в Instagram. Заказы посыпались сразу же. «Маски требовались таксистам, продавцам в магазинах и аптеках. За один-два часа мы получали до 200 заказов»,— говорит Жанна Мандзий.
Работали в восемь рук
За месяц работы в новых условиях в ателье сшили около 3 тыс. одноразовых медицинских масок. Все это время, подчеркивает предпринимательница, соблюдались все меры санитарной безопасности. Спанбонд покупали сразу упаковками, чтобы минимизировать риск попадания инфекции на волокно, опрыскивали рабочие места дезинфицирующими средствами каждые 20 минут. Все заказы упаковывали в отдельный пакет. А при выдаче заказа рекомендовали клиенту перед использованием обработать маску антисептиком.
Чтобы справиться с наплывом заказов, маски шила не только Жанна Мандзий, но и ее сын и родители. Работали почти круглосуточно. В результате за две с половиной недели ателье сделало двухмесячную выручку. «Этот результат — показатель объема выполненной работы. Мы не гнались за наживой,— подчеркивает Жанна Мандзий.— Себестоимость одной маски — 17 рублей, а продавали мы их по 20–25 рублей. Какая же тут нажива?»
Маски предпринимательница не брендировала, на это не было времени. Однако в итоге узнаваемость бренда ателье Jannet в Зеленогорске повысилась: благодаря заказам на маски о швейной мастерской Жанны Мандзий узнали новые клиенты, которые впоследствии стали обращаться с заказами на пошив и ремонт одежды.
Карантин сыграл на руку и в прокате костюмов. В ателье три детских военных костюма, и раньше предпринимательница сдавала их в аренду только на 9 Мая — в этот день проходили все праздничные мероприятия. В этом году мероприятия перенесли в онлайн. Дети в Зеленогорске записывали видеовыступления для конкурсов стихов в честь Дня Победы, нарядившись в костюмы, в течение двух недель, поэтому услугой проката ателье воспользовалось гораздо больше клиентов.
В начале мая в Зеленогорск наконец поступила большая партия одноразовых медицинских масок, и спрос на их пошив резко упал. «Заказы на маски все еще приходят. Полгода назад и не подумала бы, что буду шить медицинские маски. Но если жизнь столкнула с таким явлением, как пандемия, то приходится действовать по обстоятельствам»,— резюмирует Жанна Мандзий.
Справка
Спанбонд — технология производства нетканого полотна из расплава полимера, чаще полипропилена, а также название материала. Суть технологии заключается в том, что полимерный расплав подается через фильеры (формы с отверстиями, расположенными в определенном порядке) в виде тонких нитей. Благодаря движению воздушного потока нити укладываются на транспортер и формируют полотно. В зависимости от плотности спанбонд может использоваться как для пошива подгузников и салфеток, так и для мембран и укрывных материалов для защиты грядок от сорняков и птиц. В текстильной промышленности часто используется для изготовления чехлов, сумок, матрасов и др.