Александр Бенгерт о реконструкции арктических акваторий: «За четыре года надо откопать 80 млн кубометров грунта»
Грузопоток на Северном морском пути будет расти с каждым годом — арктическим акваториям необходима серьезная реконструкция, в частности строительство ледозащитных сооружений и дноуглубление водных путей. Этой работой занялись специалисты недавно вошедшего в состав «Росатома» Гидрографического предприятия. Заместитель начальника управления операционного управления и обеспечения мореплавания дирекции Северного морского пути Александр Бенгерт — о том, как извлекают грунт с морского дна, сколько стоит защитить причал ото льда и зачем новые повороты на каналах.
Докопались до Сабетты
Сейчас основной объект капитального строительства «Росатома» на Севморпути — терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта в Обской губе. Новый терминал необходим для проекта «Арктик СПГ‑2», запуск первой линии сжижения — в 2023 году. Заказчик строительства объектов федеральной собственности терминала — Гидрографическое предприятие. Среди прочего гидрографы занимаются дноуглубительными работами в порту. Это разновидность земляных работ, их проводят под водой, чтобы углубить акватории для прохода судов с большей осадкой.
Знакомьтесь: земснаряд
В акваториях арктических портов вечномерзлые грунты. Их разрабатывают специальные самоходные суда — фрезерные земснаряды. Судно встает в акватории на якорях, опускает в воду фрезер, тот разбивает твердый грунт на мелкие фрагменты. Затем подходит другой земснаряд — самоотвозный трюмный землесос. Он перекачивает разрыхленный грунт через трубу в трюм и вывозит из акватории. Вместимость трюма достигает 60 тыс. м3.
Грунт можно использовать для намыва искусственных территорий. Например, в Петербурге на намывных территориях Васильевского острова построили жилой район. Но такой вариант хорош, если место добычи находится недалеко от места строительства. Возить грунт на большие расстояния невыгодно. Поэтому рядом с портом Сабетта организовали подводный отвал грунта, где он не будет мешать судоходству. Конечно, с экологическим мониторингом.
Расширить и углубить
Гидрографическое предприятие реализует в порту Сабетта два проекта по капитальному дноуглублению. Первый, создание акватории и подходного канала для «Утреннего», уже стартовал. В 2019 году извлечено 5,6 млн м³ грунта. В этом году будет еще 11,9 млн м³, в 2021-м — 8,6 млн м³. Глубина достигнет 15 м, хотя в начале работ на отдельных участках она не превышала 2–3 м.
Второй проект — реконструкция морского канала, по которому суда подходят к порту. Длина канала — 49 км, ширина — 295 м, глубина — 15 м. В северной его части есть зона активного торошения и дрейфа льда, рискованная для мореплавания. Грузопоток на канале увеличивается с каждым годом, поэтому решено провести реконструкцию: расширить до 573 м и создать в северной части поворот, выкопав участок протяженностью 16 км, чтобы суда обошли торошенный лед. В этом году Гидрографическое предприятие организует дноуглубительные работы по проекту, за три года надо откопать 60 млн м³ грунта. Глубина канала останется прежней.
В рамках двух проектов с морского дна будет изъято более 80 млн м³ грунта за четыре года. Колоссальный объем. Для сравнения: до сих пор общий объем вынутого грунта на ремонтных дноуглубительных работах в акваториях всех портов России не превышал 8–10 млн м³ в год.
К «большой четверке»
Земснарядов необходимой производительности, способных проводить масштабные капитальные работы в условиях СМП, у российских компаний нет — только небольшие суда. 80 % мирового дноуглубительного флота владеет «большая четверка»: Jan De Nul Group, DEME Group, Boskalis и Van Oord.
В прошлом году Гидрографическое предприятие привлекло в подрядчики компанию «Мордрага» — представителя DEME Group в России. Задействовали восемь судов: фрезерный земснаряд, самоотвозные трюмные землесосы, самоходную шаланду и суда вспомогательного флота. В первом полугодии этого года по результатам конкурса будут заключены новые контракты — для продолжения работ в акватории «Утреннего» и реконструкции морского канала.
Льду — труба
До 2022 года Гидрографическому предприятию потребуется порядка 100 млрд рублей из федерального бюджета: 20 млрд — на дноуглубление, 80 млрд — на строительство ледозащитных сооружений: двух длинных стенок, которые оградят акваторию от дрейфующего льда, способного повредить причал и суда. Длина северной стенки — 1,3 км, южной — 3,1 км, между ними ворота в порт. Защиту сооружают из труб диаметром 1,4–2,5 м и длиной до 50 м. Их забивают в грунт вплотную друг к другу, бетонируют и стягивают сверху бетонным оголовком. Получается тяжелая конструкция шириной около 10 м, выступающая на 2–5 м из воды. На создание такой стены потребуется 155 тыс. т металла. Подрядчика строительства Гидрографическое предприятие выберет до 1 июля этого года.
Сами с судами
Созданные в ходе капитальных работ глубины нужно поддерживать — очищать дно от наносов. Это называется ремонтным черпанием. В Сабетте при ремчерпании будут ежегодно вынимать 3–4 млн м³ грунта. В других портах СМП оно тоже со временем потребуется.
Стоимость извлечения кубометра грунта силами собственного флота в два раза меньше, чем силами арендованного. Идея строительства в России дноуглубительного флота имеет большой потенциал. Только вот дноуглубительные работы в портах СМП можно проводить лишь 60–70 дней в году, с августа по октябрь, в безледовый период. А затраты на строительство и содержание судна окупаются, когда оно работает более 300 дней в году. Значит, нужно будет искать дополнительные заказы — дома и за рубежом.
Говорить о строительстве больших судов для капитального дноуглубления пока не приходится. Они стоят очень дорого, по 150–200 млн евро. Чтобы принять инвестиционное решение, надо обеспечить судно работой на 10–20 лет. С другой стороны — независимость от зарубежных компаний. Подготовка плана строительства дноуглубительного флота включена в другой план — развития инфраструктуры СМП до 2035 года, утвержденный правительством России.