Максим Гончаров: «Прежде чем привнести спорт в свою жизнь, надо найти там для него место»
В российском представительстве Adidas сотрудникам помогают изменить жизнь и найти вид спорта по душе. Директор Академии Adidas, врач-психотерапевт Максим Гончаров рассказывает о мотивации к здоровому образу жизни, уходе с работы в шесть вечера и совместном проекте с «Росатомом».
Гамбургер в офис
В 2015 году топ-менеджмент российского представительства Adidas решил добавить акцент в маркетинговую стратегию: теперь бренд должен был ассоциироваться не только с качественной экипировкой, но и со спортивным образом жизни.
Однако персонал компании особой любви к физкультуре не испытывал. Менее 20 % сотрудников занимались спортом. Надо было вдохновить остальных. Начали с головного офиса. Организовали тренировки и соревнования, приглашали известных спортсменов. Сотрудников обязали заниматься спортом, пытались даже включить это в КПЭ. Некоторые втянулись, но большинство отлынивало от занятий под всевозможными предлогами. А когда в офисной столовой запретили вредную еду, люди стали приносить на работу гамбургеры и пиццу.
Хотите поговорить об этом?
Через несколько месяцев стало очевидно: такой подход, в лоб, не годится. Для работы с глубинной мотивацией требовался психолог. Так я был приглашен в Adidas. Первым делом пообщался с сотрудниками и выяснил, что они проводят в офисе по 10–12 часов в день. Понятно, что тут не до спорта. Некоторые все же совмещали такой график с интенсивными тренировками. Дома только ночевали. О гармоничном встраивании спорта в жизнь думать было рано — для начала люди должны были научиться хотя бы вовремя уходить с работы.
Держать баланс
Академия Adidas была создана летом 2016 года. Наша работа заключается в том, чтобы помочь сбалансировать жизнь человека во всех аспектах. Мы разработали программу с тремя обучающими модулями. Один модуль длится два дня, в группе — до 15 человек. На первом модуле люди осознавали, из чего состоит их жизнь. Пытались понять, почему они задерживаются на работе допоздна, как расставляют приоритеты, что есть в их жизни, чего нет, как можно изменить ситуацию. Обсуждали с психологами все аспекты. Думали, как обрести баланс. Ставили себе цели, искали способы их достижения. После модуля — двухнедельный перерыв, на осмысление.
Беру управление на себя
Часть сотрудников на второй модуль не возвращалась. Вначале мы подумали, что им это не интересно. Но выяснилось, что люди занялись решением проблем, которые долгое время откладывали на потом, — приводили в порядок здоровье или разбирались с конфликтной ситуацией в семье. Переходили на более управляемый формат жизни. Разумное решение. Прежде чем привнести спорт в свою жизнь, надо найти для него там место. Об этом, кстати, важно помнить руководителям, которые вводят обязательные корпоративные мероприятия. Мало кто из начальства в курсе, что происходит дома у подчиненного. Может, он единственный кормилец в семье, да еще и ухаживает за больной матерью? Или у него дети, которых не с кем оставить? Только представьте, какой ценой человеку будут даваться тренировки и т. п. И о какой лояльности тогда может идти речь?
Мотивация и вдохновение
Второй модуль нашей программы называется «Спорт как образ жизни». Мы говорим о формировании здоровых привычек, правильном питании. О том, как работает организм, откуда берет энергию и на что ее тратит. Как правильно выстраивать тренировки. На третьем модуле рассказываем, как долгое время поддерживать мотивацию к занятиям спортом, вдохновлять своим примером других. 9 из 10 человек после наших курсов начали заниматься спортом. Мы помогаем по мере необходимости — предоставляем инфраструктуру и тренеров. В Adidas действуют 17 корпоративных спортивных сообществ: по скандинавской ходьбе, бегу, триатлону, хоккею, волейболу, теннису и др.
Кроссовки как образ жизни
Теперь покупатели в магазинах Adidas могут обсудить с продавцами не только спортивную экипировку, но и здоровый образ жизни. Да и сотрудник, увлеченный бегом, расскажет о кроссовках гораздо больше того, кто в последний раз бегал на уроке физкультуры. Индекс потребительской лояльности (NPS) — готовности рекомендовать продукт Adidas окружающим — вырос. NPS Академии Adidas по итогам опроса сотрудников составляет 96–97 %.
Изменилась корпоративная культура. Теперь в компании не принято назначать встречи после 18:00. В это время сотрудники идут либо домой, либо заниматься спортом. Начало тренировок — в 18:15. Бывают активности и в рабочее время. Например, сейчас зимняя акция «Не стой на холоде». Утром к дверям офиса подъезжает автобус и всех желающих везет на каток или в парк — кататься на лыжах. Через несколько часов сотрудники возвращаются в офис, принимают душ и садятся за работу. Работают меньше, а эффективность растет. Да и текучка персонала снизилась — и в рознице, и в офисе.
А кто работать будет?
Странно слышать, когда руководитель говорит: «Если мои подчиненные разойдутся в шесть вечера, то ничего не доделают». Такому руководителю надо срочно менять взгляд на рабочий процесс. Невозможно построить нормальную, устойчивую корпоративную культуру с уставшими людьми. Сотрудники должны успевать все в рабочее время. Некоторые компании идут на уловки, предлагая людям проводить в офисе больше времени. Где-то можно прийти в офис с собакой, где-то и поспать разрешат. Все это, по сути, замануха, чтобы люди полностью отдавались работе. В долгосрочной перспективе такая стратегия ведет в никуда. Рано или поздно сотрудники устают жить на работе и уходят. И ладно, если это специалист, которого не страшно потерять. Но есть должности, для которых человека готовят годами, вкладывают в обучение колоссальные деньги. А потом он неожиданно для всех увольняется, потому что устал. Согласитесь, гораздо проще отпускать подчиненных с работы вовремя. Тогда они с радостью уйдут из офиса вечером и с энтузиазмом вернутся утром.
На внешний рынок
У академии около 3 тыс. выпускников. Вначале мы работали только для Adidas, в 2017 году стали сотрудничать с другими компаниями. Каждый год выручка от них удваивается. Мы проводим обучение у себя в офисе, выезжаем с семинарами, сдаем в аренду помещения для конференций. Работаем с Procter & Gamble, Coca-Cola, «Роснефтью», НЛМК, «Северсталью», банками. Ведем переговоры о создании совместного проекта и с «Росатомом». Концептуально «Росатом» принял наш подход. Очень надеюсь, что в следующем году приступим.