Сварить один институт на всех
В России нужно создать институт, который будет определять основные направления развития сварочных технологий. Такое предложение выдвинули участники общероссийского совещания «Проблемы сварочной отрасли в РФ и пути их решения» в рамках выставки Weldex‑2019.
Запрос на объединение
«В современном сварочном сообществе коммуникация отлажена очень слабо. Из-за этого формировать техническую политику в области сварки на практике некому, — говорит директор Института сварки «ЦНИИТМАШа» Юрий Волобуев, один из инициаторов создания национального института сварки. — В советские годы в Институте им. Патона (см. справку. — «СР») ежегодно собирался координационный совет по сварке, намечались направления развития сварочных технологий и финансировались исследования по важнейшим направлениям в области сварки — по линии Академии наук и других госструктур. В свое время совет по научно-техническим и финансовым возможностям не имел аналогов в мировой практике. Мы понимаем, что создать подобную организацию в России, по-видимому, невозможно».
Справка
Институт электросварки был основан в СССР по инициативе академика Евгения Патона в 1934 году. В начале Великой Отечественной войны институт был эвакуирован из Киева в Нижний Тагил. Важнейшая разработка института в те годы — технология автоматической сварки под флюсом. Именно благодаря ей СССР одержал победу в технологической войне с индустриальной континентальной Европой. Автоматы скоростной сварки позволили снизить трудоемкость изготовления корпуса танка Т‑34 в восемь раз, а также не требовали высокой квалификации рабочих. В 1944 году Институт электросварки им. Патона вернулся в Киев. В 1950–1980-е годы там была создана технология электрошлакового переплава, технология плазменно-дугового переплава, электронно-лучевые технологии для плавки, напыления, обработки поверхности и сварки тугоплавких и химически активных металлов, а также высокопрочных сталей больших и средних толщин, разрабатывали комплексы автоматизированной сварки.
Во всех промышленно развитых странах существуют структуры, занимающиеся вопросами сварки и родственных технологий, — ассоциации, союзы или национальные институты. В России же каждое предприятие занимается этим самостоятельно. Это рождает две проблемы: засилье импорта и несовершенство в законодательстве и техническом регулировании в этой сфере.
Зарубежные фирмы всеми силами стараются продвинуть свою продукцию на российские заводы, встроиться в производственный процесс, укоренить свои технические стандарты. Казалось бы, ничего страшного. Однако импорт — это риск остановки производства из-за санкций, проблем на таможне или политических перипетий.
Отсутствие четкой системы разработки законодательных актов — еще одна проблема для предприятий. Сейчас в России отсутствует экспертиза законодательных инициатив в области сварки. «В лучшем случае законодательные инициативы рассылают по электронной почте и выставляют в интернете. А поскольку на предприятиях люди загружены производственными вопросами, собрать отзывы непросто. И в результате получаются оторванные от реальности законодательные акты, которые затрудняют работу специалистов на местах и зачастую являются дополнительной финансовой нагрузкой для предприятий, — рассказывает Юрий Волобуев. — Сейчас в сварочном сообществе развитие идет по отраслевому принципу. В «Росатоме» проблемы в области сварки и родственных технологий решаются силами «ЦНИИТМАШа» и ЦНИИ КМ «Прометей». Под проблемами я понимаю разработку новых технологий сварки, материалов, внедрение новых технологических процессов в производство. Возьмем лазерную сварку. Она сейчас применяется у нас очень ограниченно, как и порошковые проволоки, которые весь мир активно внедряет. В России порошковые проволоки составляют 2–3 % от общего числа применяемых сварочных материалов. За рубежом — 20–30 %. А они дают более высокую производительность и качество при выполнении сварочных работ».
Что и как делать
Протокол по итогам совещания на Weldex‑2019 будет разослан во все заинтересованные организации, в том числе и в органы исполнительной власти, сообщил Юрий Волобуев. «Мы с нетерпением ждем реакции на нашу инициативу и надеемся на поддержку, встречные предложения. Поднимать вопросы финансирования пока рано. Думаю, на первых порах институт сварки будет существовать как общественная организация, наделенная рядом прав со стороны правительственных органов, или как саморегулируемая организация. Готового решения пока нет, и нам предстоит большая работа», — говорит он.
Юрий Волобуев считает, что «ЦНИИТМАШ» в сотрудничестве с рядом авторитетных организаций может стать инициатором создания нового учреждения и организатором этого процесса. На первом этапе он может предоставить свою экспериментальную базу. «ЦНИИТМАШ» — одна из ведущих организаций в области сварки в стране. Мы по-прежнему остаемся на передовых рубежах. Кадры у нас есть — как мудрые, так и молодые, перспективные и активные», — говорит Юрий Волобуев.
Он выразил надежду, что другие локомотивы российской промышленности — «Роскосмос», Минтранс, Объединенная судостроительная корпорация — примут участие в создании института сварки. По данным Юрия Волобуева, в настоящее время ОСК, Минтранс и «Росатом» потребляют 50–60 % металлопродукции в России. А это значит, что объемы сварочных работ на подконтрольных этим организациям предприятиях очень большие. Возможно, к созданию национального института сварки подключится и военно-промышленный комплекс.
ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СВАРКИ РОССИИ
- Экспертиза законодательных актов.
- Формирование и представление консолидированной позиции сварочного сообщества для органов власти.
- Создание государственной научно-технической программы развития сварочного производства с учетом новых исследований, импортозамещающих материалов, оборудования и перспективных технологий.