Новая «Арктика», «Лидер», ПАТЭС — все придумано в ЦКБ «Айсберг»
В России атомные ледоколы проектирует только одна организация. И новая «Арктика», и «Лидер», и даже ПАТЭС — все придумано в ЦКБ «Айсберг». Там же сделали и проект многофункционального судна атомного технологического обслуживания (МСАТО). Гендиректор «Айсберга» Александр Рыжков рассказал об этой работе и других атомных направлениях ЦКБ.
— На какой стадии находятся работы по МСАТО?
— В 2018 году мы завершили технический проект. Он прошел все экспертизы и был принят Минпромторгом. Следующий этап — разработка отчета по обоснованию безопасности, на это потребуется около года. Мы готовы перейти к ней сразу после того, как получим финансирование. В рамках создания проекта ледокола «Лидер», например, такую работу оплачивал Минпромторг. Дальше можно будет приступать к рабочей конструкторской документации и строительству.
— Расскажите о МСАТО.
— МСАТО спроектировано для обслуживания судов и плавучих сооружений, оборудованных реакторными установками РИТМ‑200 и РИТМ‑400, КЛТ‑40, ОК‑900. Оно понадобится для перегрузки реакторов, хранения и перевозки свежего и отработанного ядерного топлива. Это будет самоходное судно с дизельной энергетической установкой.
— Сколько времени займет строительство?
— Около пяти лет.
— Какая верфь может построить плавтехбазу?
— На некоторых этапах строительства понадобится обеспечение радиационной безопасности, поэтому завод должен иметь соответствующие лицензии и опыт. Любой завод, который претендует на строительство атомных ледоколов либо уже их строит, справится с этой задачей.
— Какое количество судов сможет обслуживать МСАТО?
— По нашим оценкам, действующий и строящийся парк «Атомфлота», включая один ледокол «Лидер» (11 судов. — «СР»). Если речь пойдет о большем количестве, то надо будет либо менять модель эксплуатации, либо ставить вопрос о строительстве еще одного МСАТО.
— Как продвигается проект «Лидер»?
— Мы занимаемся рабочей конструкторской документацией, моделированием помещений, систем, оборудования. Уже выпускаем документацию по закладным секциям. В конце 2019-го — начале 2020 года передадим проект на судостроительный завод «Звезда». После этого можно начинать выбирать поставщиков оборудования.
— Какими еще атомными проектами занимается ЦКБ «Айсберг»?
— Прорабатываем проекты плавучих атомных станций второго поколения — с установкой РИТМ‑200 и новой РИТМ‑200М. Прорабатываем в нескольких вариантах, в том числе самоходного судна для обеспечения электроэнергией объектов на берегу или на шельфе. Рассматриваем варианты позиционирования. Судно может иметь систему динамического позиционирования — удержания курса автоматически либо систему якорного раскрепления.
Не забываем и о классическом варианте — оптимизированном плавучем несамоходном ПЭБе второго поколения с РИТМ‑200М. В работе над ним будут применены новые конструкторские решения. Сейчас обсуждаем размещение жилого блока.
Это все интересные и перспективные проекты. «Академик Ломоносов» — хороший референтный ПЭБ. Теперь мы думаем, как развивать направление.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МСАТО
Длина
158,8 м
Ширина
26 м
Полное водоизмещение
22 661 т
Осадка при полном водоизмещении
7,5 м
Мощность главной энергетической установки на валах
9,2 МВт
Скорость хода
12 узлов
Читайте также: «50 лет Победы» и 10 метров отличий — модернизированный проект «Арктика 10521»